Нападающий Виктор Гордиюк - опытнейший мастер, досконально знающий советский, российский, заокеанский и европейский хоккей. Капитан "Химика": о карьере хоккеиста, о наставниках и партнёрах, о себе в хоккее и о хоккее в себе - в подробном интервью официальному сайту воскресенского клуб.
В конце 80-х в "Крыльях" заявила во весь голос о себе целая плеяда молодых игроков: вы, Андрей Потайчук, Александр Терехов, Андрей Смирнов, Игорь Борисков. Как вам всем на удивление быстро удалось переступить ступень между юношеским и взрослым хоккеем?
У Игоря Ефимовича Дмитриева была давняя традиция подключать одного-двух выпускников местной спортивной школы к основе. Ребята играли и набирались опыта вместе с маститыми игроками. В команде было довольно много зрелых мастеров, и требовался приток "свежей крови". В то время мы были выпускниками спортивной школы, и нам сразу стали доверять. Поэтому сейчас до сих пор и играют такие игроки, как Алексей Морозов и Олег Твердовский. Помню, я ещё в десятом классе учился, а уже играл в основном составе "Крыльев Советов". Было очень приятно из школы приезжать на тренировки и игры (смеётся). Заиграть в составе команды мастеров было мечтой сотен мальчишек. Рад, что мне это удалось.
На первых порах психологически не было трудно противостоять на площадке таким зубрам, как, например, первая пятёрка ЦСКА?
Да, конечно было сложно противостоять таким "монстрам" советского хоккея, как ЦСКА, "Спартак", "Динамо", "Сокол". В этих командах была представлена практически вся союзная сборная, и играть против них было неимоверно сложно. Нам же, молодым игрокам, было очень интересно играть против таких команд, учиться у таких мастеров. Считаю, нам это удалось.
Сезон 1987/88 запомнился болельщикам и специалистам не только очередным чемпионством армейцев (кто бы в этом сомневался?), а вашей полуфинальной серией с хоккейным гегемоном тех лет. Чего, в первую очередь, не хватило "Крыльям" в полуфинальной "разборке" с чемпионом (все три матча закончились серией буллитов)?
Все основные игроки в то время были собраны в ЦСКА, и противостоять "красной машине", как называли армейцев за океаном, было очень непросто. Мы бились в каждом матче, но, видимо, просто не хватило опыта и мощи. В то время силовой борьбы в хоккее было значительно больше. На пятак лезли многие, но пролезть туда было очень тяжело. Если ты там и оказывался, то тебя "сажали на вилы" и бросали в борт. Такие защитники, как Михаил Татаринов, Сергей Селянин, Андрей Яковенко, Вячеслав Фетисов спуску не давали никому. Тогда много чего было в рамках правил. Сегодня же судейство больше благоволит техничным игрокам.
В играх за "бронзу" ваша команда безропотно уступила московскому "Динамо". Команда была уже эмоционально выхолощена?
Да, мы были очень уставшие, "Динамо" же перед нами провело более лёгкую серию и в целом выглядело свежее нас. К тому же "Динамо" в то время было габаритной, мощной командой.
Лицо тех "Крыльев" во многом определяли два именитых ветерана - Александр Кожевников и Иван Авдеев. Сильно доставалось вам, молодым, от них в играх и тренировочном процессе?
Помимо Александра Кожевникова и Ивана Авдеева, в команде играло довольно много хороших ветеранов, таких как Игорь Ромашин, Сергей Немчинов, Юрий Хмылёв, Юрий Страхов (ныне старший тренер "Химика" - прим.) Особо не доставалось. В той команде был отличный коллектив. Каждый просто выполнял свою работу. Всё, что от нас, молодых, требовалось – это учиться играть в хоккей. Тот же Александр Кожевников, играя в тройке со мной и Андреем Потайчуком, уехал защищать цвета сборной на свою вторую Олимпиаду. Вот от него нам прилично доставалось, ибо он ошибок не прощал, рвался в бой и был мастеровитее нас. Нам же оставалось только учиться у такого мастера и помогать ему.
Кто был самым талантливым игроком "Крыльев" той поры?
Даже не знаю. Трудно сказать… (задумывается). Наверное, Иван Авдеев, который так и не смог раскрыться в "Крыльях". Он был огромнейшим талантом, хотя и считался в команде ветераном. Также назову Сергея Немчинова и Юрия Хмылёва. Отправившись играть за океан, ребята и там доказали, что являются "звёздами" мировой величины.
Насколько известно, в скором времени вас стал обхаживать ЦСКА, вы даже ездили в составе армейцев на выставочные матчи с клубами НХЛ.
Ну "обхаживать" - это громко сказано. После отъезда Сергея Харина в НХЛ главный тренер "Крыльев Советов" Игорь Ефимович Дмитриев доверил мне место в тройке с Сергеем Немчиновым и Юрием Хмылёвым. У нас сразу стало довольно хорошо получаться. В то время на матчи с клубами НХЛ армейцы брали игроков из других команд. Считаю, что для нас это было хорошим шансом проявить себя в таком достойном клубе как ЦСКА. И было бы глупо не воспользоваться таким шансом.
В начале 90-х годов "Крылья" покинули все ведущие игроки, отправившиеся за рубеж в поисках лучшей доли. Не трудно было взваливать на себя лидерскую ношу?
Я сам уехал за рубеж в 1991 году. В то время в хоккей в России играть было тяжело. Происходил развал огромной страны, и денег на хоккей просто не хватало.
При вашем наставнике Игоре Дмитриеве ни один игрок не ушёл, в отличие от других клубов, со скандалом. Как вы, хоккеисты, находили компромисс с наставником в случае своего возможного отъезда?
Игорь Ефимович Дмитриев был великим тренером, который мог найти общий язык со всеми и понять любого. Даже в тяжёлые для "Крыльев" времена он был честен с игроками. В то время у нас, игроков, появилась возможность отъезда в НХЛ, и он этому не препятствовал, понимая, что те условия, которые будут созданы для нас за океаном, несопоставимы с условиями, которые были в то время в России. Сначала в НХЛ уехали Сергей Пряхин и Сергей Харин, потом Сергей Немчинов, я и Юрий Хмылёв, за нами потянулись Дмитрий Миронов и Олег Твердовский.
Итак, вы поехали покорять НХЛ. Что можете сказать о вашей новой команде – "Баффало Сэйбрз", и что помешало вам закрепиться в её рядах?
Так получилось, что я попал в команду, которая проповедовала силовой хоккей, а мне был ближе комбинационный. Техничных игроков в "Баффало" хватало. Александр Могильный, Пэт Лафонтен, Дэйв Андрейчак – взрослые и маститые игроки, которым в атаке и доверял главный тренер, порой не замечая молодых. А играть в четвёртой тройке, с "бойцами", было просто тяжело. Поэтому, когда меня отправляли в клуб "Рочестер Америкэнз" мне было только приятно. Ибо там я получал больше игрового времени, набирался опыта.
Далее ваш путь лежал в Германию, в "Дюссельдорф", где местные болельщики буквально боготворили вас. Немецкий период – лучший в вашей игровой карьере?
Считаю этот этап одним из самых приятных в моей спортивной карьере. Что скрывать, европейский уровень жизни в то время был значительно выше нашего. В Германии у меня появилось много друзей. Оказался я в очень хорошей команде с большими чемпионскими традициями и большими финансовыми возможностями. Выступать там было очень приятно. В "Дюссельдорфе" всё делалось для хоккеистов. Оставалось только выходить на площадку и играть для огромного числа болельщиков. На каждый матч семитысячный дворец заполнялся под завязку. В плей-офф же порой приходило по восемь с половиной тысяч, хотя сам стадион и вмещал всего семь тысяч. Люди сидели буквально на головах друг у друга. За два часа до начала матча ты приходишь готовиться к игре, а на трибунах уже три-четыре тысячи болельщиков стоят и песни поют. Красота, да и только. Мы же старались не подводить болельщиков и показывали красивый атакующий хоккей.
В чём главные отличия между немецким и российским хоккеем тех лет?
В то время о нашем хоккее уже давно знал весь мир. Мы считались законодателями мод. А немецкий хоккей только пытался встать на ноги. Когда я приехал в "Дюссельдорф", каждая команда могла заявить по три иностранных игрока. Со мной вместе играли Сергей Сорокин и Алексей Кудашов. На следующий год лимит вырос до шести… Чуть позже лигу и вовсе открыли. Считаю, это стало самой большой трагедией немецкого хоккея. На молодых немецких игроках тем самым был поставлен крест. Раньше сборная Германии соперничала на мировых форумах с элитными командами планеты, и где она теперь? Сейчас в России ходит много разговоров о том, чтобы и КХЛ сделать открытой лигой. Если руководители лиги пойдут на такой шаг, то это будет большой ошибкой.
Несмотря на высокую результативность в бундеслиге, тренеры российской сборной тех лет не жаловали вашу персону. У вас есть объяснение этому?
Тогда в сборной играли одни энхаловцы. Тренеры сборной не рассматривали в качестве кандидатов игроков российской Суперлиги, что уж говорить обо мне. Ведь я выступал в Европе. Я же просто играл в хоккей, жил собственной жизнью и особо не задумывался об этом.
Если возможно, кратко охарактеризуйте российской этап вашей карьеры после возвращения из-за рубежа.
В то время нужно было определяться, в какую школу пойдёт учиться ребёнок, и мне с семьёй пришлось вернуться из Германии. Было приятно снова возвратиться в родные для меня "Крылья Советов", но финансовые неурядицы вновь заставили меня немного поколесить по стране в поисках лучшей доли. Хотелось какой-то стабильности. А в "Крыльях" её не было.
Каких ошибок вы бы избежали в своей карьере, если бы можно было отмотать плёнку времени лет эдак на двадцать?
Не стоит отматывать плёнку назад. Все ошибки, которые совершал в своей жизни я, просто неизбежны. На ошибках нужно учиться и избегать их в дальнейшей жизни, что я и пытался делать.
Кто ваши лучшие партнёры за карьеру? Как выглядит символическая пятёрка от Виктора Гордиюка?
Такою пятёрку и не создать. Разве только она будет включать в себя человек 25-30 (смеётся). Лучшими партнёрами были как защитники, так и нападающие. В жизни запоминается только хорошее, а хороших матчей и сезонов за мою карьеру было много. Пожалуй, можно выделить Андрея Потайчука и Виктора Боброва.
Вернёмся к сегодняшнему дню. Кто из игроков нынешнего "Химика" напоминает вам себя двадцатилетней давности?
Никто не напоминает. Двадцать лет назад был совсем другой хоккей, другой стиль игры. Так что сравнивать то поколение молодых игроков с нынешним не очень правильно.
Закончился первый круг "гладкого" чемпионата в Высшей лиге. "Химик" пока занимает вторую строчку западного дивизиона. Заслуженно?
Я считаю, что более чем заслуженно. Вторая строчка в западном дивизионе по итогам первого круга – очень достойный результат. Будем стараться подняться выше. Это нам по силам. Надеюсь, что болельщики нам в этом помогут, ведь мы играем для них.
Очень много нареканий вызывает судейство практически всех матчей. Как оно вам?
Нареканий очень много, просто мы, игроки, по-моему, не имеем права обсуждать судейство наших матчей. Но порой, когда в игре я на правах капитана разговариваю с судьёй, то не слышу ответов на мои вопросы. Более того, этих вопросов становится лишь больше. Так что говорить об этом просто не хочется. Пускай судьи сами разбираются в своём судействе и учатся на своих ошибках.
Первое место в дивизионе "Запад" занимает пензенский "Дизель". "Химик" отстаёт от него на 8 очков. Как вы думаете, за счёт чего пензенцы добились такого преимущества?
Сразу оговорюсь: в деле я "Дизель" не видел (на момент матчей "Химика" с "Дизелем" у Виктора была травма – прим.) Но я знаю, что пензенцы уже давно принимают участие в Высшей лиге и имеют постоянный, сыгранный состав на протяжении нескольких лет. Видимо, это и является главным фактором преимущества "Дизеля" на данный момент.
Где вы ещё черпаете для себя мотивацию, дабы выступать на столь высоком уровне?
Даже и не знаю… Просто хочется играть и показывать высокие результаты. Ну а пока будут результаты, будет и мотивация. Пока к хоккею есть интерес – надо играть. Как интерес пропадёт – играть не буду.
Источник: Официальный сайт ХК "Химик" (Воскресенск)
Добавить комментарий