Об итогах сезона, который привел к финскому триумфу на чемпионате мира и Олимпиаде, - экс-главный тренер национальной команды, экс-главный арбитр КХЛ Владимир Плющев.
- На чемпионате мира работали три главных тренера из Финляндии - в финской, чешской и немецкой сборных, все дали результат. Тревожный сигнал?
- Да, мы оказались в новой реальности. То место лидера, которое уверенно занимала сборная СССР, теперь принадлежит Финляндии. Надо признать, что эта страна сумела совершить качественный хоккейный рывок, взяв все лучшее именно у нашей тренерской школы. Прежде всего это касается внимания и уважения к деталям - технико-тактическим, функциональным и так далее.
В свое время этим отличался именно хоккей СССР. На него работала вся хоккейная наука, на базе которой предлагался до детали продуманный тренировочный и подготовительный процесс. Сегодня в ряде случаев работаем иначе - по принципу "кто в лес, кто по дрова". У финнов этой разноголосицы нет, все работают по системе. В том числе в Чехии и Германии.
- В чем проявляется наша работа по принципу "кто в лес, кто по дрова"?
- Самый яркий пример года - сборная России на Олимпиаде в Пекине, когда в тренерском штабе персональная отвественность была размыта до уровня коллективной. Главный тренер, по сути, самоустранился, за тренировочный процесс отвечал один человек, за большинство - второй, за меньшинство - третий.
Вся эта размытость сыграла против нас именно в финале, когда финский штаб в общем-то просчитал нашу команду и на классе сделал результат. А мы на системную работу смогли ответить лишь экспериментами. Причем даже не извелкли уроков: тот тренер, который ставил большинство в Пекине, был приглашен одним из клубов КХЛ работать над реализацией лишнего по компьютеру из Северной Америки. И этот клуб, что естественно, большинство в плей-офф завалил. Как говорится, и смех, и грех.
Кстати, похожая ситуация у нас в футболе, где главный тренер сборной чуть ли не требует не задавать ему вопросов по вратарям, поскольку за это амплуа отвечает исключительно специальный тренер. Анекдотическая ситуация. Мне трудно представить, чтобы Анатолий Тарасов или Аркадий Чернышев отдавали решение по ключевой позиции в нашем виде спорта на откуп другим тренерам. Во всяком случае это противоречит всем законам командного спорта, в общем-то разрушает команду изнутри.
- Но ведь как раз финны были первыми, кто сделал ставку на тренеров вратарей...
- Тут два момента. Действительно, на стыке веков Финляндия за счет специализированной тренерской работы достигла хороших результатов с голкиперами. Мода на тренеров вратарей пришла именно из Финляндии, в начале века в нашей Лиге было много таких специалистов.
В сборной России я стал первым тренером, который внес в штатное расписание амплуа тренера вратарей, лет двадцать назад им стал Николай Толстиков. Помню, над нами многие смеялись, зачем нам такой специалист, но когда выстрелили Брызгалов, Медведев или Бобков, шутники замолкли.
Более того, скоро в нашем хоккее практически в каждом клубе появился тренер вратарей, пошла системная работа. Именно с ней связываю то, что сегодня в мировом хоккее на первых ролях уже наши вратари - Василевский, Бобровский, Сорокин, Шестеркин, Варламов и многие другие.
- Вас удивляет, что в плей-офф НХЛ Шестеркин выглядит надежнее своего соперника по серии Василевского?
- Да, это сюрприз. Но это и спорт. Если ты даже чуть-чуть забронзовел, то тут же появляются честолюбивые дублеры. Видим отличную возможность для Василевского посмотреть на себя с новой стороны, в этом волшебная сила конкуренции.
В любом случае самое главное, что благодаря Василевскому, Шестеркину и Ко мы обогнали Финляндию во вратарском вопросе. И нужно внимательно смотреть, что еще полезного можем взять у нынешнего лидера международного хоккея. Пусть даже многое из этого - хорошо забытое старое. Наше старое, - сказал Плющев.
Источник: Russia-hockey.ru
Добавить комментарий