Форвард "Атланта" Вячеслав Козлов рассказал о своем несостоявшемся побеге в НХЛ.
– Ларионов нам рассказывал, что вполне мог оказаться в разбившемся лимузине. Когда инвалидами стали Константинов и Мнацаканов. Но дочки уговорили Игоря пойти в бассейн.
– Да. Фетисов, Константинов и Мнацаканов отправились играть в гольф. А я сразу сказал, что мне весь этот гольф до лампочки. Сам не играю, смотреть не люблю. Что мне там делать? Федоров добирался на своей машине, а я остался дома. Потом звонок этого хозяина ресторана, друга Боумэна: "Я за тобой заеду по дороге в госпиталь". Включил телевизор – шел репортаж о том, что случилось.
– Что было в госпитале?
– Многие туда примчались. Про Константинова говорили одно – "в тяжелом состоянии". Фетисов вышел к нам сам, в порезах. У всех шок, жены плакали…
– Как дела у Константинова?
– Год назад я был в Детройте, вместе обедали в ресторане. Вокруг него три медсестры, две из них русские.
– Сомневались, узнает ли он вас?
– Вот с этим у Константинова проблем никаких. Всех узнает. Но вести диалог сложно. Говорил в основном я. Пытался вспоминать с Володей что-то из прошлого. Он отвечал – "да", "нет"…
– По слухам, жена ограждает Константинова от всех товарищей.
– Ерунда. Навестить его могу в любой момент. Когда с "Атлантой" прилетали на игру в Детройт, всегда ехали к нему втроем – Маккриммон, Ковальчук и я, ужинали в ресторане. Володю и на хоккей привозят.
– Он был на ветеранском матче "Детройта"?
– Да! Вот когда мы виделись последний раз! Как я мог забыть? У меня же и фотография в телефоне сохранилась. Вон, смотрите, "Русская пятерка", в сборе. Володя в стойке защитника, опирается на клюшку.
– Он самостоятельно передвигается?
– При помощи ходунков.
– На этом снимке из "Русской пятерки" лишь у вас под глазами черные полоски. Зачем?
– Защита от солнечных бликов – матч-то был под открытым небом. Дрэйпер тоже так сделал. Для этого используют специальные наклейки.
– Почему там не было Мнацаканова?
– В Детройте он проводит только лето. Когда холодает, уезжает с семьей во Флориду. У Сергея в плане здоровья тоже без перемен.
– В октябре 1991-го, незадолго до отъезда в НХЛ, и вы не избежали аварии. Получили тяжелые травмы, а пассажир погиб.
– Для меня эта тема – табу. Давно прочитанная книга, которую я положил на самую дальнюю полку.
– Кто был с вами в машине?
– Хоккеист Кирилл Тарасов. Мы ехали на тренировку. Ему было 18 лет…
– Ваша карьера находилась под угрозой?
– У меня была черепно-мозговая травма. Никто не давал гарантий, буду ли когда-нибудь играть. Но с врачами повезло – и в Воскресенске, и в госпитале Бурденко. А потом из "Детройта" поступило предложение, от которого я не мог отказаться. Там окончательно восстановился.
– Сколько месяцев не выходили на лед?
– Четыре. Доктор предупредил: "При сотрясениях и ушибах головного мозга главное – полный покой. Иногда возникает обманчивое ощущение, что все в порядке, люди на третий день бегут на работу. Огромная ошибка! Если не отлежаться как минимум две недели, лет через десять все аукнется. Начнутся такие головные боли, что на стенку полезешь…" Так что подготовку я не форсировал. В "Детройте" к этому относились с пониманием.
– Через злые шутки поначалу прошли?
– Были. Но узнавал я о них лет десять спустя от Марка Хоу, сына Горди. Марк уже стал скаутом "Филадельфии". Усмехнулся: "Ты действительно не слышал, кто и что тогда говорил?" А я вообще ничего не понимал! К тому же был поглощен собственным здоровьем. Шутили только на словах – галстук мне не обрезали и пену на голову не лили. Это в фарм-клубах подобный юмор процветает – заставляют новичка подстричься наголо, например…
– В основной команде – мягче?
– По-всякому. В "Детройте" идиотов не было. В "Баффало" я не задержался. В "Атланте" была совсем новая команда, больше присматривались друг к другу. Над нами с Ковальчуком никто не шутил. Разве что на обеде могли сметану на ботинок намазать. Федоров меня научил – как чувствуешь движение под столом, хватай стакан со льдом и выливай туда не думая. Но я постеснялся.
– Из "ужина новичков" что запомнилось?
– Ценники. Сколько было съедено и выпито. Я уже успокаивал ребят, чтоб не усердствовали – и счет оказался не космический. Если 5 – 7 новичков – нормально, могут сброситься. А если двое? Прикиньте, с каким настроением они посмотрят на ценник в 20 тысяч долларов. Это больно!
– Агенты вас пытались дурить? Уезжали вы в тот период, когда возле хоккеистов "жучки" крутились.
– Был такой Шевченко, агент с Украины. Склонял меня к побегу на молодежном ЧМ-1990 в Канаде. Осенью нарисовался в Воскресенске: "Тебя очень хочет "Детройт", представители клуба будут на чемпионате мира. Можно свалить". Тут я себя неправильно повел.
– То есть?
– Надо было сразу сказать: "Нет!" А я промямлил что-то неопределенное. Дал понять, будто шанс есть. Прилетаем в Саскачеван. Декабрь, минус 35, на улицу не выходим. Появляется Шевченко: "Человек из "Детройта" ждет в машине". Я выскакиваю в тренировочном костюме, без сумки и документов. "Садись. Мы в аэропорт. Самолет под парами…" Мороз такой, что если двигатель заглушишь, уже не улетишь.
– Ваша реакция?
– Не ожидал я такого напора. Говорю: "Никуда не полечу! Не могу ребят подвести. Да и паспорта с собой нет". Сказал, что убегу после турнира – лишь бы отстали. И меня привезли обратно в гостиницу.
– А дальше?
– Мы заняли второе место, сыграл я безобразно. Переживал, давила на меня эта история. Отдавал себе отчет в том, какие будут последствия, если все-таки соглашусь. Отца выгнали бы с работы… И вот завершается турнир. Вся команда идет отмечать к кому-то в номер. А мне агент предлагает прокатиться на дискотеку. В машине мы уже были вдвоем.
Вижу – везет из города. "Куда мы?" – "В Виннипег. Оттуда переберемся в Детройт. Прессе скажешь, что я тебя украл…" У меня паника: "Я не побегу! Тормози! Либо открою дверь и выпрыгну на ходу!" После этих слов он нехотя развернулся. По дороге продолжал уговаривать, но я для себя все решил.
– В сборной хоть кому-то рассказали о несостоявшемся побеге?
– Что вы! Только родители были в курсе. Хорошо, что никуда не сорвался. Вместо "Детройта" болтался бы в юниорской лиге или фарм-клубе. Мне же было всего 17 лет.
Источник: Спорт-Экспресс
Добавить комментарий