Двукратный олимпийский чемпион Владимир Петров перечислил роковые ошибки Билялетдинова на посту главного тренера сборной России, посоветовал вспомнить уроки Тарасова и Тихонова и потребовал провести всеобщее лицензирование тренеров.
- В чем видите причину неудачи на Олимпиаде?
- У нас просто не было команды. Вот вы видели команду? Я - нет. Был набор хороших хоккеистов, а команды не было. И поговорка «выигрывает команда, проигрывает тренер», как никогда актуальна. Тренер не смог создать коллектив, способный побеждать. Создание коллектива - это кропотливая внутренняя работа. За весь цикл работы, начиная с 2011 года, тренерским штабом было просмотрено большое количество хоккеистов внутреннего чемпионата. А сколько их было на Олимпиаде? Одна пятерка. Специалисты ведь не зря обращали внимание Билялетдинова на готовую связку Мозякина и Зарипова. На победном чемпионате мира 2012 года прекрасно играла тройка Попов - Малкин - Пережогин, но ее не было в Сочи. Получается, мы готовили одних игроков к Олимпиаде, а взяли других.
- Почему произошел такой перекос?
- Потому что на последнем российском этапе Евротура сборная сыграла безобразно. Отсюда неуверенность тренерского состава в правильности выбранного пути, отсюда резкая смена направления в плане подбора игроков. Если разбирать по отдельности, то и к игрокам много вопросов.
- Показалось, что наши ребята из-за океана восприняли Олимпиаду как продолжение чемпионата НХЛ.
- Вы правильно сказали: они перенесли свою игру из заокеанских клубов в сборную команду. Тот же Овечкин: хватает шайбу, несется, бросает шайбу с ползоны - и вся работа. Но в сборной команде надо играть по-другому. И ошибка тренеров в том, что не смогли объяснить, внушить, потребовать, чтобы наши звезды играли в другой хоккей. Игроки - это музыканты, а тренер - дирижер. Если оркестр не сложился, то кто виноват? Тот, кто их приглашает и ими управляет.
- А что, надо было перед взрослыми дядями «Калинку» плясать?
- Когда тренер берется за свое ремесло и говорит: «Я буду работать со сборной и выиграю медали», он должен знать, каким образом и с какими людьми он сможет это сделать. И этих людей он готовит исподволь. Билялетдинов должен был быть уверен в каждом хоккеисте. Я вот сидел в Сочи на трибуне, и мне было грустно. Потому что единственная игра, на которую наши звезды смогли собраться - игра против США. В том матче люди действительно играли в хоккей, играли за Родину. Больше ничего толкового я не увидел. Чем была сильна, прежде всего, сборная СССР? Характером, духом и волей к победе. К победам идут через «не могу», через преодоление самого себя. А в Сочи тренеры не смогли достучаться до игроков. И еще один момент: приходит время, когда те игроки, которые когда-то приносили пользу и добывали победы, заканчиваются. И от них, как бы не было больно, приходится отказываться.
- Является ли панацеей смена тренера?
- Смена тренера - это смена курса. Главный тренер национальной сборной диктует моду на хоккей. Во времена Тарасова и Чернышева, Кулагина и Боброва, Тихонова и Юрзинова, так и было - они определяли погоду, в том числе в мировом хоккее. В последнее время мы понабрались не самого лучшего из зарубежного хоккея. Вы обратили внимание, что североамериканцы играют в наш, советский хоккей? А мы играем непонятно во что, в какой-то суррогат хоккея. Этому «способствует» и календарь КХЛ. Невозможно проводить учебно-тренировочный процесс, когда матчи через день, а это значит, нет отработки навыков, нет возможности наигрывать тройки и комбинации. До смешного дошло: мы не умеем правильно разыгрывать стандартные ситуации «пять на три», «пять на четыре», не умеем выигрывать вбрасывания, некоторые игроки ни остановить, ни принять-отдать шайбу не могут. Это говорит о скудной технико-тактической обученности игроков. Вы спросите любого хоккеиста, завоевавшего олимпийские медали, как он пришел к этой награде? Все они прошли через колоссальный труд, чтобы стать теми Михайловым, Харламовым, Фирсовым, Третьяком, которых знает весь мир.
- Существуют ли экстренные меры исправления этой ситуации?
- Нужно каждому клубу дать директиву подготовить ударную тройку и пару защитников, способных выступать на высоком уровне.
- Но какой интерес иностранным тренерам заниматься подготовкой игроков для сборной России?
- Об этом и речь. Мы теряем отечественную школу тренеров. В нашем хоккее от детских школ до профессиональных команд должны работать российские тренеры, грамотные и лицензированные. Мы должны в обязательном порядке провести лицензирование тренерских кадров, в том числе, среди иностранных тренеров. Кроме того, если клуб приглашает иностранного тренера, то его ассистентами должны быть российские ребята. У нас ежегодно из университетов выходит по 800 специалистов детско-юношеского хоккея. При этом 400 молодых тренеров уезжает за рубеж, в основном в Казахстан и Белоруссию, потому что в России вакантные места заняты иностранцами. Кроме того, должна быть принята реальная программа развития детского хоккея. Надо посмотреть, кто работает с детьми, какова квалификация наставников.
- Детские тренеры говорят, что в школах нет даже методичек.
- Это неправда. Федерация хоккея ежегодно выпускает методические материалы в подспорье специалистам, другой вопрос, что молодые тренеры не очень-то хотят изучать эти материалы.
- Насколько эти материалы актуальны в наше время?
- Достаточно актуальны. Вообще то, весь мировой хоккейный свет перенимал учебно-тренировочный процесс у советских тренеров, в частности у Тарасова. Анатолий Владимирович заглянул далеко вперед, он и его соратники поставили хоккей на правильные рельсы. К сожалению, сейчас мы немножко потеряли ориентиры. Нам надо вернуться к своим истокам, к методикам Тарасова и Тихонова. Только через большой труд можно достичь вершин спортивного мастерства. Иначе ничего не получится.
- Олег Знарок вам бы сейчас аплодировал стоя.
- А ведь система Знарока зиждется на уроках Тихонова и Юрзинова. Нам пора вспомнить, что мы - одна из великих наций в хоккее. Но мы уже третью Олимпиаду ничего не выигрываем.
- И снова меняем тренеров, а результат тот же. Может, не только в тренере дело?
- Надо, чтобы не только тренер отвечал за результат. Раньше назначение тренера сборной команды проходило через ЦК партии - Тарасов, Чернышов, Кулагин, Бобров, Тихонов проходили собеседование у первых лиц государства, и потом отчитывались перед ними. Эти тренеры как кандидатскую диссертацию защищали и отстаивали перед тренерским советом своих помощников и кандидатов-игроков. А сейчас у нас все дали на откуп главному тренеру.
- Вы вошли в состав экспертного совета, у которого нет права принимать решения. В чем его смысл?
- А разве у него нет прав? Это неправильно. Кому нужны бесполезные посиделки? Любой орган должен иметь и обязанности, и права. Только советовать - это не дело. Задача совета, помимо выработки рекомендаций, контролировать и спрашивать за результат, давать оценку работе тренеров и правильности выбранной линии.
- У Знарка есть конкуренты или это выбор на безальтернативной основе?
- Мы плохо ищем. У нас есть тренеры. Но в тренерский штаб сборной должны приглашаться ведущие специалисты, первые тренеры команд, а не вторые-третьи помощники, как было в штабе Билялетдинова. Никитин, Юшкевич - ассистенты в клубах, Кравчук и Борщевский вообще живут в Америке. Другая проблема: у нас из 28 команд КХЛ половину возглавляют иностранцы. Да и сам Знарок, собственно, не гражданин России. Поэтому скоро и выбирать будет не из кого.
Источник: Sportbox.ru
Добавить комментарий