Выступление российской сборной на Олимпиаде прокомментировал известный специалист, выдающийся тренер Владимир Юрзинов.
– Вам какую олимпийскую сборную России жаль больше – мужскую или женскую, в которую вложил уйму душевных сил один из ваших любимых учеников Алексей Яшин?
– Все-таки девчонки и Леша – немного другая история. Давайте поговорим про ребят.
– Давайте. Мы с вами беседовали во втором перерыве матча рокового для нас четвертьфинала. В тот момент вы были едва ли не единственным человеком на всей арене, сохранявшим оптимизм и обещавшим: "Россия еще может переломить ход поединка и победить финнов".
– А я и сейчас не отказываюсь от своих слов. Мое мнение не изменилось: нам все было по силам. И в том матче, и вообще на Олимпиаде. Все было в руках сборной.
– Что именно?
– И КХЛ вытянулась в струнку, ужалась ради национальной команды как только можно. И федерация любое желание тренеров и игроков выполняла. Страна дала своей сборной все, что могла. Уже здесь, в Сочи, открылся еще один обещавший хорошую перспективу факт. Все соперники, все остальные претенденты на золото были России по зубам.
– То есть невероятной, гениальной игры вы на этом турнире ни за одним из традиционных фаворитов не заметили?
– Корректнее сказать, что наша команда могла победить любого из них. А потом, давайте все-таки поговорим о себе. Более того, после таких итогов мы просто обязаны внимательно посмотреть на себя. Куда пришли, где находимся.
– России была способна вынести из плей-офф любого соперника, но споткнулась на первом же серьезном. Значит, допустили ошибки?
– Ох, не люблю я этого слова. Давайте не будем давать такие резкие оценки. Просто выскажу свое мнение. Не для того, чтобы показать – мол, вот какой Юрзинов умный. И не для того, чтобы костерить сборную в хвост и в гриву. Просто я внимательно смотрел хоккей и делал выводы. На мой взгляд, эти выводы лежали на поверхности.
– Заинтриговали до предела...
– Ну, слушайте. Первое: даже выходя на Финляндию, команда не определилась, кто все-таки будет ее основным вратарем.
– С вами не поспоришь. Поднимаясь по ходу матчей сборной России на третий ярус сочинского "Большого", я видел, с каким умным видом в каждом перерыве выходил из ложи Владимир Мышкин. Папка под мышкой, сосредоточенный взгляд, уверенность в стиле "сейчас спущусь в раздевалку – и все секреты превращу в явь". Этого интеллектуального позерства оказалось недостаточно даже для того, чтобы понять: кубковым вратарем России-2014 должен был стать Бобровский.
– Я все-таки немного о другом. Не знаю, как выглядел бы Сергей на месте Семена в том самом четвертьфинале. Принципиальнее другое. Вспомните последний чемпионат мира. Вспомните шараханья от одного голкипера к другому. "Этот? Или нет? Может, тот? Что же делать, кого выбирать?". К сожалению, стиль не поменялся и на Олимпиаде. В сборной никак не могли найти решение. Сидели все, обсуждали. Хотя кто поспорит, что вратарский вопрос на турнирах такого уровня – мягко говоря, один из существенных? Линия была важна для команды. Твердая линия. А ее не просматривалось.
Вывод номер два. Работа с полевым составом. Убежден: можно было сыграть погибче. Уже по ходу самой Олимпиады. Переставить, посмотреть, передернуть кое-что.
– Любопытно ваше мнение об отдельных хоккеистах.
– Давайте назовем Витю Тихонова. Это игрок, который был способен дать сборной немножко шукшинской "бляхи-мухи". Парень-фундамент. Плюс один из лучших в стране мастеров игры под воротами. Что, на мой взгляд, вещь для современного хоккея решающая. Ее импульс и мог привнести в команду Виктор.
– Мы тоже считали, что его можно поставить в звено к Ковальчуку.
– Насчет звена не знаю. Но Тихонов показателен как факт. У олимпийской сборной были резервы для усиления игры. Прочные, качественные.
– А воспользоваться ими штаб не сумел.
– Теперь послушайте мой вывод номер три. Психологии победной не было. Почему – вопрос, на который я пока ответа не нашел.
– Может, Билялетдинов, не последний в нашем хоккее тактик, психологом как раз оказался плохим?
– Пока не будем бросать камни в главного тренера. Но я бы настраивал ребят по-другому. А так смотрел на лед – и не узнавал многих парней. Кулемина, Анисимова, Тарасенко. Другие тоже выглядели какими-то потерянными, неуверенными. Без того фирменного качества тарасовских воспитанников, умевших пойти на соперника "с рогами". И неважно, клеится при этом игра или нет. Теперь же психология сказывалась на хоккее в худшую сторону.
Раньше в нашей любимой сборной были такие люди как Старшинов, Майоров, Михайлов, Фетисов. Которые могли раскачать партнеров, поднять их на бой и на победу. Сила тех ребят была в характере и умении подпитать команду изнутри. В самый тяжелый момент. Когда все шло плохо, они не боялись выходить на первые роли и объединять остальных хорошей такой агрессией. Это все внутренние моменты раздевалки, их сложно объяснить словами. Но когда глядишь на таких богатырей, чувствуешь: вот люди, которые для сборной дороже золота. Жаль, что в составе-2014 фигур похожего масштаба не нашлось.
– То есть своего потенциала наша сборная не раскрыла?
– Нет. Тактика раннего отката сыграла против команды. Когда теряли шайбу – отдавали территорию, инициативу, позволяли противнику легко входить в свою зону. А побеждает в наши дни тот, кто выигрывает площадь. Я понятно объясняю?
– Вполне, ведь мы за сборной России тоже старались смотреть на Олимпиаде внимательно.
– Победный стиль в моем понимании выглядит так. Играем в глубину, тормозим соперника на синей линии на встречных "заклепках", отсекаем от бега на пятак… Требования наших дней.
– Но разве, скажем, американцы в матче с Россией не применяли тот же ранний откат, схему "один впереди – четыре сзади"?
– Сейчас в любой сборной топ-уровня как минимум три из пяти полевых игроков готовы "поднырнуть" под чужую атаку. Это правда. Но нюанс в том, что накрывают раскатывающихся оппонентов очень рано – как подойдут, сразу крабовыми клешнями цепляются. Навык отработан до автоматизма. Нам надо тщательно анализировать все эти мелочи.
Согласитесь, Олимпиады проигрываются из-за нюансов. У нас даже обладатель Кубка Стэнли Войнов может в кубковом матче допустить обиднейшую ошибку. А это больше, чем несчастный случай. Это вопрос образования, фундаментальности. Шведы побеждают на Олимпиаде системой, организацией.
Добавить комментарий