Экс-наставник сборной России Вячеслав Быков поделился мнением об игре сборной России на Олимпийских играх в Сочи и вспомнил о матче со сборной Канады на Олимпиаде в Ванкувере.
– Как вам пока в Сочи?
– Приезжал сюда в сентябре по приглашению, и меня тут на вертолете прокатили. Теперь вот сравнил… Мы, конечно, можем делать сюрпризы в грандиозных масштабах. Конечно, не обходится без шероховатостей, что весь мир сейчас и хочет показать. Это уже то, что называется соринка в чужом глазу. В общем, меня радует. Все компактно, условия хорошие. Надеюсь, что и для журналистов тоже.
– А хоккей внимательно смотрите?
– Да, очень стараюсь. Жду побед.
– Тренерский глаз-то наверняка трудно просто так взять и отключить.
– Ну да, наблюдаю помаленьку за тем, кто каким стилем играет. Меня радует то, что стиль стал более агрессивный и хоккей стал привлекательнее. Зрителям нравится. Что особенно нравится – что на таких скоростях не теряется техника.
– Как вам пока сборная Россия?
– В матче со словенцами выскочили… Это нормально – первый матч Олимпиады, у всех сразу крылья прорезаются. Потом остепенились.
– Россию все время критикуют за оборону…
– Это наша история. Сейчас, конечно, Зинэтула ставит оборону. Другой вопрос – есть ли люди для этого. Почему Россия не производит защитников? Потому что этим надо заниматься и это надо знать. А сколько бы мы специалистов ни приглашали, и какого уровня они бы ни были, мы их стиль не изучаем. Не хотим учиться то, чем североамериканцы славятся. А во-вторых, существуют новые технологии, как учить игроков обороняться, но они должны спускаться вниз – в детские школы. Не может же Билялетдинов просто прийти и научить игроков сборной защищаться.
– А реально выиграть Олимпиаду, уступая в защите главным соперникам? Даже учитывая то, как сыграли с американцами.
– Реально. Вполне. Но надо учесть, что оборона – вопрос обширный. Это не только функция двух защитников. В этом плане есть отдельные вопросы…
– Есть еще такой фактор, как олимпийское давление. Кого-то это подавляет, кого-то заводит… Вот, канадцев в Ванкувере завело. Это тренерская задача?
– Это совместная работа. Игроки – профессионалы и тоже должны знать, как завести себя так, чтобы не закрепоститься.
– И чего нам тогда не хватило?
– Вот именно того, что вы сейчас сказали. И я до сих пор ищу эти слова.
– Тогда не нашли?
– Не смог. Хотя думал, что ребята были готовы. То есть, видел, что желание есть. Но между желанием сыграть в хоккей и умением умереть и пожертвовать собой есть большая разница.
– Вы ждали тогда, используя выражение Брызгалова, что канадцы "выскочат, как гориллы из клетки"?
– Мы ждали. Но надо ждать совместно. Я вины с себя не снимаю. В этом и вижу самый большой наш провал, который и привел нас к неизбежному поражению. Но я сомневаюсь, что на тот момент кто-либо смог бы перепрыгнуть то состояние, в котором были канадцы. Оно должно вызываться либо определенными условиями, либо определенными словами, либо определенным отношением к себе. И это все я ищу до сих пор. Только надеюсь, что если такая ситуация у меня еще раз будет, я смогу это найти.
– А может быть, были еще какие-то факторы? Звенья там переставить…
– Технические моменты я сразу отбрасываю. Я все это продумал, и для меня единственная причина – то, о чем я сейчас сказал. Ничего работать не будет, если у игрока нет этого настроя. Ни у кого ни перед кем нет технических и тактических секретов. Тут уж либо ты его перебьешь, либо он тебя… Надо было найти слова.
– А вот канадские журналисты были единодушны: тренер их школы развел бы звенья, как только увидел, что Ричардс, Тэйвз и Нэш "съедают" звено Малкина и Овечкина.
– Мы тоже что-то такое пробовали, но…
– Уже во втором периоде, когда было поздно.
– Но как бы ты там ни передернул, когда соперник съедает тебя своим напором – все будет напрасно.
– А вратаря снять пораньше?
– И поставить кого? Мессию? Который сразу сказал, что только он один не проиграл? За это я к Илье совсем поменял отношение. Он, получается, в итоге из этого матча один героем вышел. Этой вот репликой, этой позицией он так и сказал: "Вы все – вот там, а я один чистый". А в командном виде спорта, как наш, это равноценно предательству.
– Но если вернуться в тот момент – Набоков все равно играл бы весь первый период?
– Вы меня все возвращаете туда, в эти если бы да кабы. Я уже столько пережил этих эмоций… Понимаете, это нужно было вытаскивать раньше. Тогда этот анализ еще помог бы. Нам преподали тогда тяжелый урок. Мы упали, чтобы подняться. И сейчас мы должны это сделать. Эта команда сейчас на четыре года опытнее и должна уметь вызвать в себе все, что надо.
– В Америке ту Олимпиаду преподносили как "Овечкин против мира". Он был главной звездой Ванкувера, по нему сходили с ума все канадцы. Возможно, из-за этого он еще сильнее переживал это поражение. Вы тогда в нем не разочаровались?
– Нет. Я ни в ком не разочаровался, кроме себя. Внимание прессы, конечно, приносит некоторый кураж. Но это скорее кураж расслабляющий. Но сейчас парни стали опытнее… Мы то старались не закрываться от вас. И ребятам говорили.
– Мы тогда писали сплошной позитив. Поэтому немного обидно было слышать слова Овечкина после канадцев. О том, что сейчас дилетанты будут всех поливать…
– Понимаете, они прошли нелегкую пору начала 2000-х, когда… вы сами помните. Это уже на генетическом уровне: ты приехал с открытой душой, а тебе потом на карман кивают и непатриотом называют.
– Хорошо, что на прошлогоднем чемпионате мира команда получила такую пощечину?
– А что в этом хорошего? Что, команда специально себе говорит: "Давайте проиграем тут, чтобы на Олимпиаду настроиться"? В душу игрокам не залезешь – в этом вариться надо, чувствовать это.
Источник: Спорт-Экспресс
Добавить комментарий