Председатель правления ФХР Аркадий Ротенберг — о значимости победы в Пхёнчхане, развитии отечественного хоккея и будущем Олега Знарка на посту главного тренера сборной России.
— Какие чувства испытали после победного гола Кирилла Капризова в финале хоккейного турнира на Олимпиаде?
— Радость и гордость за нашу команду, за страну. С 1992 года мы не были олимпийскими чемпионами. Это — большая и очень долгожданная победа для всей России. Дополнительное единение болельщиков, всего нашего народа, повышенное чувство патриотизма. Что касается самой игры, она выдалась очень нервной. В какой-то степени нам где-то повезло, особенно если рассматривать эпизод с шайбой Никиты Гусева, заброшенной меньше чем за минуту до финальной сирены, да еще и в меньшинстве. Но правильно говорят: «Везет тому, кто везет». Результат считаю вполне закономерным. Мы провели серьезную подготовку к этим Играм, собрали очень мастеровитую и боевую команду и, откровенно говоря, ехали в Пхёнчхан только за золотом, потому что знали, что от нас ждут только победы.
— За три минуты до конца финального матча сборная России оказалась в роли догоняющей. Продолжали верить в команду?
— Третья шайба немцев, конечно, расстроила. Но даже тогда я сразу написал сообщение в Корею со словами: «Еще не вечер». Вера в команду сохранялась до последнего. Эмоции от победной шайбы — не передать. Думаю, мы все чувствовали одно и то же.
— Руководство ФХР как-то вмешивалось в работу Олега Знарка?
— Каждый должен отвечать за свой участок работы. Безусловно, у нас были собрания, на которых обсуждались многие моменты, все делились своими мыслями, своим видением той или иной ситуации. Но мы оградили от какого-либо внешнего давления Олега Знарка, доверившись ему целиком и полностью. Только он, как главный тренер, принимал окончательное решение относительно состава, звеньев, тактики, тренировочного процесса и прочего. Последнее слово всегда было за ним. Это, безусловно, накладывало на него и особые обязательства: он был ответственным за итоговый результат.
— Какова ваша позиция относительно будущего тренерского штаба сборной России и Олега Знарка?
— Я бы не стал ничего менять и оставил бы всё как есть на следующий олимпийский цикл. Считаю правильным продолжить сотрудничество со Знарком и его штабом. От добра добра не ищут. За время работы Олега Валерьевича у руля национальной команды он стал более мастеровитым, маститым специалистом. Но принимать решение о продолжении работы в сборной должен в первую очередь сам Знарок.
— Несмотря на триумф на Олимпиаде, некоторые продолжают критиковать нашу сборную — в частности, говорят о том, что Германию надо было обыгрывать более уверенно…
— На таких турнирах, как Олимпиада, слабых соперников не бывает. Немцы на этих Играх сильно удивили. За короткий период времени они собрали хорошую команду, которая демонстрировала качественную игру на турнире.
Хоккей не является индивидуальным видом спорта, где звезды соревнуются со звездами. Это спорт, где коллективное усилие имеет принципиальное значение. Талантливая команда, где каждый тянет одеяло на себя, в девяти случаях из десяти проиграет коллективу среднего уровня, который действует организованно.
Сборная Германии на Играх в Пхёнчхане — лучший тому пример. У них отличный состав, где каждый хоккеист знает свой маневр, не сбивается на индивидуальные действия и работает на общий результат. Также в их команде есть ряд игроков, имеющих опыт выступления в НХЛ. Это их большая заслуга, что победа далась сборной России так непросто. Но и умалять достоинств нашей команды я бы не стал. А Германия доставила немало проблем не только нам: на ранних стадиях ею были повержены Швейцария, Швеция и Канада.
— Насколько значима победа на Олимпиаде в Пхёнчхане в отсутствие на турнире игроков из НХЛ?
— Отсутствие игроков НХЛ ни в коем случае не сделало турнир менее престижным. Олимпиада — важнейшее соревнование для всех видов спорта. В нем принимают участие сильнейшие игроки Европы, большая часть лидеров всех сборных представляет КХЛ — вторую по силе лигу мира. Болельщики в Пхёнчхане стали свидетелями поистине зрелищных, красивых противостояний с подчас непредсказуемыми результатами. Ну и нельзя забывать, что отсутствием НХЛовцев была ослаблена и наша сборная. Все находились в равных условиях.
— Вы бы хотели возвращения представителей НХЛ на следующую Олимпиаду?
— Конечно. Участие звезд высочайшего уровня из сильнейшей лиги мира в таком турнире, как Олимпиада, — очень важный момент. Особенно в плане зрелищности матчей. Также это полезно для молодежи, у которой появлялась бы возможность выступать бок о бок с более мастеровитыми хоккеистами, перенимать их опыт. Но НХЛ — это бизнес-проект, сосредоточенный на зарабатывании денег. И мне кажется, что мы еще долго не увидим представителей этой лиги на Олимпийских играх.
— Как вы относитесь к отъезду российских хоккеистов за океан?
— Я всегда был против массовых отъездов российских хоккеистов в НХЛ и другие зарубежные лиги. В целом неплохо, когда у спортсмена появляется возможность выступать и тренироваться рядом с профессионалами высочайшего уровня, но я считаю, что подобного рода отъезды должны носить временный характер. Иногда даже специально можно отправлять молодых хоккеистов за океан, но на определенный срок. Съездил, поиграл там один-два года, набрался опыта и вернулся на родину радовать своей игрой местных болельщиков, приносить пользу местным клубам и сборной.
— Даст ли олимпийское золото толчок в развитии хоккея в России?
— Безусловно. Но только если грамотно использовать наследие олимпийского золота. Победа — не повод почивать на лаврах и останавливаться в развитии. Наоборот, она должна еще больше нас подстегивать. Мы много работали, чтобы достичь этого. Но необходимо, чтобы победы стали носить системный характер. Это нужно для того, чтобы привлекать больше детей в секции хоккея, откуда они смогут вырасти в игроков, способных усилить главную команду страны. Здесь важно понимать, что для ФХР помимо выращивания звезд задачей первостепенной важности является сохранение и укрепление здоровья. Наша главная цель — привлечь как можно больше людей к занятиям спортом, хоккеем в частности. Особенно детей, которым при этом необходимо дать хорошее образование. В этой связи необходимо продолжать развивать детско-юношеские спортивные школы. Основное, над чем сейчас трудится федерация, — это программа развития хоккея. И детского, и массового.
— Расскажите об этой программе подробнее.
— Федерация подготовила большую программу. Речь идет о методиках, которые будут внедрены во всех российских хоккейных школах. В настоящий момент мы подготовили два пособия — для детей до 8 и до 10 лет. Впереди долгая работа по созданию пособий для всех возрастов до 18 лет, выпуск видеоуроков. Наши специалисты изучили программы подготовки Швеции, Финляндии, Канады и США и аккумулировали весь российский и советский опыт развития хоккея, его методик. Также ФХР делает большой акцент на увеличении массовости и появлении инфраструктуры. Массовость повышает популярность вида спорта и, самое главное, конкуренцию. За последние несколько лет в стране количество катков увеличилось примерно с 516 до 531, школ — с 600 до 629, детских тренеров — с 2419 до 2731, а количество занимающихся детей по всей стране — с 93 383 до 98 323. Перед нами нет цели двигаться скачками. Сейчас мы заложили фундамент для роста. Но уже в ближайшие пару лет при поддержке Минспорта планируем значительно ускориться: количество катков увеличить до 900, школ — до 700. По детским тренерам стоит амбициозная, но реализуемая задача: увеличить их количество в три раза. Но здесь нужно понимать, что количество — не главный показатель. Важно добиться, чтобы всё это перерастало в качество. Те же катки и школы — помимо того, чтобы их построить и открыть, нужно еще грамотно содержать и обеспечивать. Только тогда это будет работать на результат и приносить пользу, - сказал Ротенберг.
Источник: Известия
Добавить комментарий