Один из тренеров сборной Канады, автор сценария олимпийского четвертьфинала, в котором хозяева Игр-2010 разгромили Россию - 7:3, рассказал все секреты победы в Ванкувере.
- Какую линию у россиян вы рассматривали как самую-самую опасную?
- Ту, в которой играл Малкин.
- Уточните. Малкин в начале турнира играл с Ковальчуком, а к встрече с Канадой уже был в связке с Овечкиным.
- Мы считаем, что ключевую роль играет центр. Кажется, Малкина всегда недооценивают - настолько по своим качествам этот игрок важен и настолько он хорош в сравнении с другими.
- Почему вы поставили тройку Игинла - Кросби - Стаал против тройки Дацюка и Ковальчука?
- Нам было нужно, чтобы в борьбе с этими парнями шла наша игра с шайбой, а не россиян. Именно тройка Дацюка, Ковальчука и Афиногенова держала и контролировала шайбу. Так что если бы мы могли найти способ держать шайбу от них подальше, то наши шансы на победу существенно возросли бы.
- Для россиян стало некоторой неожиданностью встретить своего главного соперника на Олимпиаде в четвертьфинале.
- Мы тоже не ожидали, но чувствовали, что рано или поздно все-таки встретимся. В любом случае надо было выигрывать. Наши ребята просто предвкушали эту встречу! И мы - я сам был поражен! - остались в игре все 60 минут. Как мы в теории и планировали. Как это ни удивительно, но в матче с русскими ни в одной смене не отступили от задуманного плана. Знаете, ты всегда опасаешься, что это случится. Но когда это действительно случается прямо на твоих глазах, это просто потрясает!
- Наблюдая под потолком арены за игрой, какой вы увидели тактику россиян?
- (Смеется.) Этого я вам рассказать не могу, поскольку с командой Вячеслава Быкова, возможно, еще встретимся.
- Хоккейные старожилы, которые помнят противостояние СССР - Канада еще с 1970-х, говорят, что "русскую машину" можно сломать, сбив ее "программу" в самом начале матча. И тогда уже можно навязывать ей свою игру. Кажется, именно так вы и играли.
- Никогда о таком не слышал, но план нашей игры был именно таким. Не хочу сказать, что мы боялись навыков русских, но уважение к некоторым вашим игрокам из НХЛ было просто огромным! Так что нам, тренерам, показалось, что если мы окажем русским слишком много уважения, то они побьют нас на этой Олимпиаде. И будут бить каждый раз, как это случилось в 2008 году. В общем, мы старались продемонстрировать им как можно меньше уважения на льду.
- Готовы вспомнить неудачный для вас чемпионат мира в Квебеке?
- После того чемпионата мы многому научились. Мы поняли, что надо делать, а что не надо. В 2008-м в финале против русских мы старались удержать наше преимущество - как это было бы в обычной игре в НХЛ. Такой подход оказался недопустим в борьбе против команды, у которой большинство игроков - это мастера высочайшего уровня. Этих ошибок на Олимпиаде Канада не повторила. Мы все время продолжали атаковать и ни разу не ослабили напряжение за все время игры.
- Скажите, что бы вы сделали в четвертьфинале на месте Быкова, если бы ваша команда уходила на первый перерыв, пребывая в шоке?
- Ох, не знаю. Сказал бы, наверное, что надо обязательно забивать, возвращать свою игру… Знаете, я хочу заметить, что все тренеры НХЛ испытывают необыкновенное уважение к Быкову. Поверьте, у него очень трудная работа. В российской команде собраны мегазвезды, и они у него выкладываются полностью, причем постоянно. Признаюсь, когда у нас было преимущество в четыре гола, мы все равно нервничали. Потому что знали, сколько пороха у русской команды.
- В сборной России не было достаточно силовиков. На ваш взгляд, насколько эти игроки были необходимы?
- Размер льда диктует подбор игроков, необходимый для победы. Мы строили нашу команду исходя из того, что игра будет проходить на маленьких площадках. В 2006 году в Турине мы проиграли потому, что у нас в команде не было мастеров, способных играть на больших площадках. И извлекли из того поражения урок.
В Квебеке, когда мы играли против россиян на маленьких площадках, у них силовиков на льду было не меньше, чем у нас. Конечно, по одной игре трудно судить, но тогда они выглядели не хуже наших в своем деле.
- Каковы принципиальные отличия в игре на маленьких и больших площадках?
- Скорость. По темпу я бы сопоставил игру в НХЛ с пинг-понгом, а европейский хоккей - с теннисом. Также на маленьких площадках игра более контактная, поскольку пространства меньше. Много игры происходит у бортов, за воротами, а также на пятачке. Так что, зная ваших лучших игроков, мы старались вызвать на Олимпиаду таких ребят, которые могут выиграть борьбу у бортов. К слову, американцы построили свою команду по тому же принципу.
- Усложняется ли задача владения шайбой при игре на маленьком льду?
- Не сказал бы. Дело в том, что на больших площадках владение шайбой происходит больше в нейтральной зоне - посмотрите на европейские матчи. В НХЛ игры в средней зоне нет - владение шайбой там происходит либо в зоне нападения, либо в зоне защиты. Так что от размера льда зависит рисунок игры.
- Когда у вас начались подготовка к Олимпиаде и анализ соперников?
- С начала декабря, когда все страны начали подбирать игроков для своих команд, мы сфокусировались на составах. Где-то к 30 декабря у нас были уже все составы, и мы переключились на изучение тренеров этих стран. У меня с Линди Раффом был опыт чемпионатов 2008 и 2009 годов, когда мы играли против Быкова, тренера шведов Густафссона и тренера словаков Филца. Мы анализировали, каким образом тот или иной тренер будет строить игру при том составе, который страны обнародовали в декабре.
- Насколько различаются подходы в тренерской работе с национальной сборной и командой из НХЛ?
- Скажу так: легче иметь дело с национальной командой. Потому что на уровне сборных хоккеисты сильно мотивированы. Они быстро понимают указания, быстро адаптируются. На этом уровне много умных игроков.
- Времени на подготовку к матчам Олимпиады уходило больше, чем в НХЛ?
- Поскольку в НХЛ своих оппонентов мы знаем очень хорошо, то там подготовка к игре в среднем занимает часа два-три. На Олимпиаде тратили времени в два раза больше. Потому что изучали каждый аспект игры снова и снова - и большинство, и меньшинство, да буквально все. И так было по каждому сопернику - будь то словаки или американцы. Поскольку сборную России мы знали не так хорошо, то перед матчем с ней дополнительная работа была просто необходима.
- Насколько тяжело тренеру сборной иметь дело со звездами?
- На коротком промежутке времени - на Олимпиаде или первенстве мира - никаких проблем нет. Звезды знают, что они здесь только на две-три недели. Большинство из них готовы идти на уступки, потому что хотят быть частью этой команды. Им нравится, что нагрузка на них ложится каждый день, каждую смену. В канадской сборной полно звезд, и всех их легко тренировать.
- В НХЛ дело обстоит иначе?
- По-разному. Когда твои лучшие игроки в команде соглашаются пойти на жертвы ради защиты, то такую команду строить очень легко. Труднее, когда этого не происходит.
- Кажется, в России сложился стереотип, что вы тренер, который не очень ладит с русскими игроками.
- На самом деле это абсолютно не так. Лучшим игроком, которого я тренировал в своей жизни, был Сергей Зубов. Мне доставляло удовольствие работать с ним каждый день, и у нас были прекрасные отношения. Мне также очень нравилось тренировать Сергея Федорова. Потрясающий игрок!
Эти двое плюс Федор Тютин - великолепные хоккеисты, с которыми всегда было очень легко.
- И все же у вас возникали трения...
- Как и у любого другого тренера, моему терпению приходит конец, когда игроки не хотят посвятить себя защитному хоккею. Когда не хотят понять, что силовой прием - это залог победы. Хочешь побеждать - применяй его! Я нетерпим к любому, кто не готов на жертвы ради защитной игры, и мне все равно, откуда приехал этот игрок.
- Почему у вас порой возникают разногласия с молодыми игроками?
- Проблем с опытными хоккеистами не бывает, а вот когда учишь молодых, они порой не понимают ценность маленьких вещей. Если игрок очень техничен, я никогда не учу его нападению. Майк Бэбкок не учит Дацюка, что делать с шайбой. И я никогда не говорил Стаалу или Кросби, что с ней нужно делать. Я просто объяснял им общую идею - как команда должна играть.
Тренируя, с возрастом приходишь к выводу, что есть единственная система игры, которая приносит победу. Это защитный хоккей. У меня обжалованию этот тезис не подлежит!
- Какова ваша позиция относительно участия игроков НХЛ в следующей Олимпиаде в Сочи?
- Это я предоставил бы решать самим игрокам. Но вам могу сказать одно - они Олимпиаду очень любят. На таком турнире у тебя примерно семь игр, следующих одна за другой. И каждая - как последняя. Думаю, понятно, насколько хоккеистам нравится такая атмосфера.
Знаю, как наши ребята были рады каждому дню, который провели в Ванкувере. Какое наслаждение получали от общения со всеми канадскими спортсменами, атлетами из других стран. Конечно, Олимпиада создает определенные трудности НХЛ, но это особое событие. И все игроки это понимают.
- Мы сможем увидеть вас в Сочи в составе канадского тренерского штаба?
- Я очень люблю представлять свою страну на международных соревнованиях. Был тренером на трех Олимпиадах и трех чемпионатах мира. Но, кажется, мое время подходит к концу. Пора молодому поколению прийти на смену.
Я очень высоко ценю молодого тренера Быкова. Мне нравилось играть против него. Но, думаю, на следующий чемпионат и Олимпиаду бороться с ним поедет уже кто-то другой.
- Россияне долго не забудут ваши заслуги в победе Канады на этой Олимпиаде.
- Не забывайте, мы проиграли русским в двух предыдущих сезонах на чемпионатах мира! Мы это помнили, и будем помнить. Они нас побили, оказались на этих турнирах сильнее. Так что нам надо было взять у них хоть что-то.
- Разве для канадцев Олимпиада не значит больше, чем чемпионат мира?
- Да, в принципе это так - Олимпиада гораздо важнее. Но когда мы играем против России, для нас это всегда знаменательное событие. На любом турнире.
Источник: "Спорт-Экспресс"
Оказание первой медицинской помощи при ожогах, а также действия которые необходимо предпринять при ожогах. Соблюдая простейшие меры оказания первой медицинской помощи, можно значительно облегчить тяжесть ожога у пострадавшего.
Добавить комментарий