Они не давали пространных комментариев почти неделю. С того самого утра четверга, когда после поражения в четвертьфинале от канадцев (3:7) на послематчевой пресс-конференции главный тренер сборной России Вячеслав Быков произнес уже ставшие знаменитыми слова о гильотинах на Красной площади и призвал бросать камни именно в тренеров. И вот вчера тренеры нарушили свое молчание - Игорь Захаркин, ассистент Быкова, от имени штаба дал обстоятельное интервью.
- Ожидали, что пресса столь жестко отреагирует на поражение сборной России?
- Знаете, я до сих пор не могу забыть страшную атмосферу в нашей раздевалке после матча с канадцами. Это был самый неприятный момент в моей жизни. Когда весь цвет хоккейной России, два десятка ее лучших мастеров сидели с опущенными головами и не понимали, что произошло. И в этой гробовой тишине Вячеслав Аркадьевич пошел на пресс-конференцию...
- Как на плаху?
- Можно сказать и так. Но, возвращаясь к вашему первому вопросу, скажу, что мы прекрасно понимали: за нами внимательно следят. Еще в Квебеке и в Берне некоторые наши оппоненты ждали поражения, возможности за что-то зацепиться, кого-то укусить. И вот после Ванкувера для этих людей наступили счастливые дни.
- Показалось, что слова Быкова на пресс-конференции оказались очень точны - и про камни, и про гильотины. Более того, они немного разрядили ситуацию. Это был экспромт?
- Не раз замечал, что в критических ситуациях Вячеслав Аркадьевич находит самые точные решения. Эти слова в общем-то лежали на поверхности. Он очень тонко почувствовал русскую душу и обратился к россиянам на понятном им языке - но только через вас, журналистов.
- Сегодня главный удар по штабу сборной критики наносят за 3:7 от канадцев. Вам есть что ответить?
- Безусловно. Мы готовы разобрать любой наш матч на Олимпиаде по полочкам. В том числе канадский.
- Итак, первый пункт обвинения - якобы неготовность тренеров что-либо противопоставить "Кленовым листьям" в тактическом плане.
- Не знаю, кто запустил такую утку в прессу. Наверное, те же люди, которые говорят о том, что Боумэн знает каждого из шестисот игроков НХЛ, а мы не знаем никого. Хотя на самом деле мы многое знали не только об этих сотнях, но и о примерно таком же количестве игроков КХЛ.
У нас была полная информация по всем канадским олимпийцам из НХЛ. Перед матчем на установке мы показали видео с ключевыми моментами их игры. Вся канадская система - с насыщением средней зоны площадки, силовым прессингом, оттиркой определенных людей к борту, быстрым выходом в контратаку - была там детально разобрана.
Если уж вам нужны подробности, то следующей частью нашей установки было игровое задание. Мы разработали два варианта нейтрализации своеобразного канадского капкана. Не буду вдаваться в детали, но первый был такой: перевод шайбы от одного, "насыщенного" хоккеистами борта, к другому, разреженному. Второй вариант: игрок, который притягивает основные силы соперника, пробрасывает шайбу вдоль борта - в сторону игрока дальнего борта. Тот может врезаться в оппонента и позволить шайбе идти дальше - на закрывающего зону защитника.
И еще один момент. Перед одним из матчей к нам подошел Сережа Гончар и сказал, что в "Питтсбурге" они смотрят много видео о каждом сопернике. Мы тут же использовали эту информацию. В частности, к тому же четвертьфиналу подготовили 18-минутные нарезки, которые показали каждому звену. Особое внимание уделили вратарям. Скажем, мы опасались, что против нас соперник выпустит лучшего голкипера Канады Бродера, которому, если не создать помех перед его воротами, забить практически невозможно. Соответственно о необходимости создания такого столпотворения мы отдельно говорили.
- То есть вы не ожидали, что канадцы выпустят Луонго?
- Вероятность появления этого голкипера тоже оценивали довольно высоко - под пятьдесят процентов. В нарезке, посвященной Луонго, акцентировали внимание на том, как правильно играть под воротами, как эффективны в случае именно с этим голкипером быстрые броски со средней дистанции.
Суммируя все вышесказанное, надо признать, что, несмотря на тщательную подготовку, канадцам удалось нас удивить и подавить. Почему это произошло - для всех загадка. И для игроков, и для тренеров.
- Были ли вы готовы к тому, что канадцы будут рвать и метать именно в первые десять минут?
- Когда перед стартом турнира я говорил о некоторой тактической предсказуемости сборной Канады, именно эти десять минут, если хотите, нахрапа и имел в виду. Мы прекрасно понимали, что этот отрезок нужно выстоять, упростить игру, не допускать обрезов, действовать по вышеуказанным схемам. Увы, не получилось.
Немного смутило нас то, как трудно канадцы вкатывались в Олимпиаду. Несильно провели третий период против швейцарцев, не впечатлили во встрече с американцами. Бросалось в глаза, что хозяева Игр неровно проводят каждый отрезок матча. Не думаю, что они как-то "шифровались", но их резкий выход на пик формы в четвертьфинале стал в определенной мере неожиданностью.
- И тем не менее после четвертьфинала, например, Набоков и Брызгалов на вопросы о тактической готовности сборной отвечать отказывались...
- К сожалению, здесь журналисты порой стремятся раскачать ситуацию. После матча и Набоков, и Брызгалов, на которых выпала огромная нагрузка, вряд ли были готовы говорить о каких-то деталях, находились в растерянном состоянии. Плюс надо знать того же Илью. Он очень интересный, своеобразный человек, который любит удивлять прессу. Ну а в итоге репортеры восприняли их ответ по-своему, сделав из обычного рабочего момента глобальный вывод и раздув из мухи слона. Не уверен, что это корректно.
- Не совсем корректными многими были признаны ваши слова перед четвертьфиналом, что защитники сборной якобы спокойней себя чувствуют рядом с Набоковым, а не Брызгаловым.
- А вот это еще один слон, раздутый из мухи! Таких слов я не говорил. Но они кому-то зачем-то понадобились для своих заметок. К сожалению, наш менталитет таков, что без подобного рода домыслов жить нам неинтересно.
- Многие критиковали вас за то, что выпустили на матч с Канадой Набокова.
- Здесь все просто. Нас полностью устраивало положение дел во вратарской линии. Набоков с Брызгаловым великолепно общались между собой, великолепно играли. Первый безошибочно отработал с латышами и чехами, второй - со словаками. Но у Набокова был стопроцентный результат с точки зрения набранных очков. И в такой ситуации победного, да еще более опытного вратаря решили не менять.
- Почему не заменили его в первом периоде, когда после счета 0:3 он явно поплыл?
- Не согласен. Набоков никогда не плывет - не того масштаба эта личность.
- Говорят, что в конце первого периода некоторые игроки на лавке для запасных советовали штабу выпустить Брызгалова...
- Выдумка! Да, не скрою, по ходу первого периода штаб обсуждал вопрос о замене вратаря. Но в первом перерыве ребята, как это и принято в настоящей команде профессионалов, Набокова поддержали. Подходили к Жене и говорили: "Мы постараемся спасти этот матч именно для тебя!" Во многом поэтому никаких срочных решений по замене голкипера не предпринимали.
- Вы считаете, что второй гол, пропущенный Набоковым с дальней дистанции от латвийцев, не вратарский?
- Хочу, чтобы интервью было позитивным, поэтому не готов комментировать этот эпизод.
- Еще приходилось слышать, что матч с канадцами Овечкин провалил из-за того, что в первом периоде после серии сомнительных силовых приемов у него все тело болело...
- Не готов ответить на этот вопрос. Мы видели, что Александр очень старался, был весь в игре. Но, как и у большинства ребят, у него не все получалось. Наверное, в ряде эпизодов нам можно было сыграть похитрее. Как Всеволоду Боброву, который в свое время договаривался с партнерами по звену о передислокации и умышленно уходил от более жесткого защитника к менее жесткому. Этот прием эффективен и в современном хоккее.
- То есть к работе судей, которые в одной из первых смен пропустили явный фол Доути на Овечкине, у вас претензий нет?
- В целом в четвертьфинале судейство, на мой взгляд, было блестящим. Да, арбитры позволили играть на грани даже не жесткости, а жестокости, что было на руку канадцам. Но свою линию судьи выдержали до самого конца матча.
- Исходя из всего вышесказанного, видно, что к борьбе с канадцами сборную готовили. Откуда же взялись эти 3:7?
- А это - главная для нас загадка. Сейчас, спустя почти неделю, понимаю, что нам не удалось идеально подготовиться в эмоциональном, психологическом планах. Соперники не имели права на поражение, понимали, что на родине в случае неудачи из них сделают изгоев. Нам, наверное, после Турина, Берна и Квебека в борьбе с канадцами было куда отступать. Во всяком случае, мы не смогли вытащить ребят из окопов. Никаких иных объяснений ванкуверской неудаче я найти не могу.
- Приходилось слышать, что вы не совсем эффективно использовали два дня паузы перед четвертьфиналом.
- Не согласен. В первый день, посоветовавшись с ребятами, отменили ледовую тренировку. Наверное, это решение было правильным. Тот же Овечкин, к примеру, перед перерывом в НХЛ за пять дней провел три матча - и ему нужен был отдых. Что касается второго дня, то здорово поработали на льду. Но, как показала жизнь, канадцы, не выпавшие из игрового графика и выступавшие в 1/8 финала, оказались готовы лучше.
- Наконец, ваши критики утверждают, что вы в этой игре так и не использовали право последней замены пятерок. Что ответите?
- Ответим очень просто - порядком выхода звеньев на лед. Итак, сначала у нас выходили тройки в правильном порядке: первое - второе - третье - четвертое. Затем порядок был такой: "1 - 2 - 3 - 2 - 3", еще позже - "1 - 2 - 1 - 3 - 2". То есть мы пытались подстроиться под соперника. Кроме того, поменяли местами двух центральных - Малкина и Федорова, которого вернули в квебекскую тройку к Овечкину и Семину. Также несколько своих смен попросили пропустить двух защитников - Корнеева и Никулина. Увы, все эти перестановки не сработали, хотя команда на них откликнулась очень адекватно. Те же Корнеев и Никулин с лавки мощно поддержали ребят, выходивших на лед.
- Не жалеете, что решили воссоздать квебекское звено так поздно? Ведь тем самым вы могли создать четыре равных звена и увеличить роль, скажем, Малкина или Дацюка в тройке с Радуловым и Козловым.
- Возможно, вы правы. С другой стороны, задним умом мы все сильны. В то же время я бы не советовал недооценивать роль нашего четвертого звена. Не забывайте, что, возможно, главный гол сборной России на турнире - в матче с чехами при счете 1:1 - организовали именно Федоров, Радулов и Козлов. И, наверное, не все болельщики обратили на этот эпизод должное внимание.
Да и вообще, Олимпиада очень часто - турнир третьих и четвертых звеньев. У тех же канадцев выстреливали именно эти тройки. Отличный пример - Кросби. Парень весь турнир находился в тени, уходил в третью тройку - чтобы в овертайме финала забить золотой гол.
- Тем не менее на финише Олимпиады было заметно, что первые два российских звена получают больше игрового времени, чем третье и четвертое.
- Это нормальный процесс, который никакой ревности не вызывал. Более того, на каком-то этапе турнира к нам, тренерам, подошли два делегата от команды - Федоров и Морозов. Суть их высказываний была примерно такова: никто в сборной не обидится, если игровое время отныне будет распределяться не совсем равномерно. Этот момент еще раз показал, насколько за последние годы выросла наша команда в профессиональном плане. Жаль, что на данном этапе не удалось воплотить этот рост в результат.
- Вы упомянули матч с чехами. Но многие считают переломным моментом Олимпиады игру со словаками, когда мы проиграли по буллитам и упустили возможность выйти в четвертьфинале не на Канаду, а на Швейцарию.
- Безусловно, это был важный матч. В его ходе мы поняли, что необходимы определенные перестановки. Именно тогда было принято решение о замене "на точке" в бригаде большинства Овечкина на Ковальчука, плюс поменялись местами Малкин и Дацюк. Следующая игра с чехами показала, что изменения принесли результат.
- Говорят, что вы не совсем разобрались в формуле турнира...
- Не согласен. Формула Олимпиады действительно своеобразная. Можно дурака валять первые три матча - и играть в финале. Но мы сразу поняли, что при всей внешней легкости очков на Олимпиаде терять нельзя, пытались завоевать первый "посев" и относительно легкую дорогу по плей-офф. По которой, кстати, прошли американцы. Увы, не получилось.
- Кое-кто переломным моментом считает тот, когда в серии буллитов со словаками штаб разрешил трижды пробить буллит Овечкину, у которого в НХЛ слабая статистика реализации таких бросков.
- Поймите, формирование команды - очень тонкий процесс, ради которого иногда нужно жертвовать качеством. Мы умышленно попросили пробить буллиты тех ребят - Овечкина, Ковальчука, Дацюка, Малкина, которых видели в роли лидеров команды. Хотели, чтобы они поднялись на другую ступень и поэтому, возможно, где-то даже искусственно сделали на них ставку. Хотя тот же капитан нашей команды Алексей Морозов реализует 90 процентов буллитов.
Теперь - по статистике НХЛ. В свое время "Айлендерс" покупал Виктора Козлова едва ли не с одной целью - он лучше всех в лиге пробивал штрафные броски. Помнится, именно он своим буллитом обеспечил "Айлендерс" выход в плей-офф и многомиллионные прибыли.
Но вот Виктор приехал к нам в Уфу. Играет великолепно. Но с буллитами у Козлова в КХЛ большие проблемы - несмотря на все его энхаэловские проценты. Так что статистика НХЛ не всегда работает в других лигах и на других соревнованиях высшего уровня.
- Боюсь, ваши слова не понравятся тем людям, которые всю свою жизнь привыкли соотносить с энхаэловскими цифрами.
- Вообще-то статистика - наука довольно сомнительная. Если у вашего соседа по дому есть корова, а у вас ее нет, то статистики вам заявят: все совсем не так, и у вас на самом деле есть полкоровы. Вот только что с этой половинкой? Поэтому, как мне кажется, ориентироваться на цифры не всегда правильно.
Теперь о НХЛ. Наши критики в один голос сетуют, что мы в ходе сезона упустили все события, которые разворачивались в этой лиге. В ответ я им скажу: вы не правы! На сборную работали профессиональные скауты, у которых огромная база данных. Поверьте, обо всех олимпийцах из НХЛ у нас не было недостатка в информации. Более того, этой информации у нас, подозреваю, было больше, чем у многих других сборных.
- Можете раскрыть имена ваших разведчиков?
- Это шведские скауты, с которыми я тесно общаюсь еще с тех пор, когда работал в Скандинавии. Мы использовали их наработки и в Берне, и в Квебеке. Какой был результат, вы знаете.
- Намерены ли вы усиливать свой тренерский штаб? Все-таки два специалиста - это маловато. Порой может не хватать идей, творческих споров...
- Определенные мысли по этому поводу у нас есть. Скажем, одно время в роли одного из ассистентов рассматривали главного тренера "Трактора" Андрея Назарова, который хорошо известен и в России, и в НХЛ. Наверное, к вопросу о расширении штаба еще вернемся.
- Сборную критиковали еще за то, что у нее не было полноценного генерального менеджера, набиравшего состав.
- Ну это просто чушь! Считаю, что работа по комплектованию состава была выполнена очень качественно, что признавал, скажем, Вячеслав Фетисов. Мы повезли в Ванкувер лучшие силы российского хоккея.
- Тем не менее постоянного представителя в НХЛ у вас не было.
- Мы предлагали быть таковым прославленному ветерану Валерию Каменскому, но у него, увы, возникли проблемы. Да и вообще представитель по НХЛ - не панацея от всех бед. Те же шведы дневали и ночевали за океаном, взяли двух ассистентов из Северной Америки - и с почти полностью энхаэловским составом выступили неудачно! А восхваляемые всей якобы прогрессивной Россией четыре канадских тренера из НХЛ в полуфинале едва не уступили дорогу лишь двум словацким специалистам. В любом случае мы совместно с ФХР думаем над решением этого вопроса, хотя вряд ли он сейчас является самым актуальным.
- Почему?
- Поймите, делать ставку на НХЛ - путь, тупиковый для российского хоккея. Мы постоянно об этом говорим и потому, возможно, так часто подвергаемся давлению людей, которые осели за океаном.
НХЛ - огромный котел, в котором варятся представители всех хоккейных школ мира. И с глобальной точки зрения изначально преимущество имеют представители США и Канады - стран, на которые эта лига работает в первую очередь. НХЛ притягивает сотни тысяч канадских и американских мальчишек, эта индустрия работает на то, чтобы каждый год расстояние Европы от Северной Америки увеличилось.
То, что мы взяли в Ванкувер около десяти представителей КХЛ, - если хотите, еще и политическое решение. Без культа собственного чемпионата, своей школы хоккея нам с каждым годом на мировой арене будет все сложнее и сложнее. В той же Канаде хоккей - национальный вид спорта, там гигантское количество катков. Примерно та же картина - в США. Если мы хотим бороться с этими монстрами на равных, то должны как можно быстрее взять у них все лучшее. Мы должны мечтать о появлении и у нас сильной внутренней лиги, катков, индустрии, рекламы. И работать над этим на всех уровнях - и клубов, и сборных.
И вот здесь я не могу не сказать о порой безответственных заявлениях ряда лиц. Мы в России все еще действуем по принципу "разрушим до основанья, а затем..." Мы готовы отменить Евротур, умышленно занижаем уровень мировых первенств. Зачем это делается - понять не могу!
- На мой взгляд, уровень чемпионата мира в целом вполне сопоставим с олимпийским, в чем нас постоянно пытаются разубедить и сделать мир однополярным, с одним турниром на уровне сборных, проходящим раз в четыре года.
- Полностью с вами согласен. Миф о неудачниках, играющих на первенствах планеты, выгоден отнюдь не нам, а представителям из НХЛ. А ведь посмотрите: на чемпионатах мира выступают представители главных хоккейных школ планеты. Да и 26 клубов той же НХЛ из тридцати там представлены своими лучшими мастерами. Считаю, стать чемпионом мира ничуть не легче, чем обладателем Кубка Гагарина или Кубка Стэнли.
- Каковы ваши дальнейшие планы как тренеров сборной России?
- 10 марта на исполкоме ФХР мы отчитаемся о проделанной работе.
- То есть вас нельзя сравнить с Гусом Хиддинком, который после поражения в Мариборе, ни перед кем не отчитавшись, улетел на продолжительный отдых.
- (Смеется.) Нет, права на отдых у нас, тренеров-россиян, не предусмотрено. Вообще же о нашем контакте с ФХР я хотел бы отдельно сказать - мы предоставляем федерации отчеты после каждого турнира, включая Евротур. Нельзя не отметить и ту поддержку, которую нам оказывают Владислав Третьяк и исполнительный директор ФХР Валерий Фесюк. Не зря говорят, что надежные товарищи познаются именно в трудные времена.
- Летом истекает срок вашего с Быковым контракта со сборной...
- Тренерский вопрос решать не нам, а ФХР. Мне кажется, что федерации есть смысл подписывать четырехлетний контракт - чтобы тренеры получили возможность работать стратегически, с прицелом на Сочи.
- И последнее. Остались ли какие-то моменты, которые мы не затронули в нашем разговоре?
- Остался один момент, но крайне важный. К сожалению, мы в России привыкли замечать все отрицательное, любим копаться в грязи. А вот событие героическое не заметили. Я говорю о Сереже Зиновьеве, который перед матчем с Канадой подошел к нам и, несмотря на серьезную травму ноги, начал умолять поставить его в состав. Если бы мы Сергея не выпустили - мы бы его предали.
Спасибо тебе, Сергей, за твой героический поступок! Который еще раз показал: у нас в Ванкувере была настоящая команда. Будьте уверены, на чемпионате мира в Германии все вместе мы исправимся!
Источник: "Спорт-Экспресс"
Добавить комментарий