Выступление хоккейной сборной России прокомментировал лучший защитник КХЛ, который перед Олимпиадой отказался ехать в Ванкувер в роли запасного.
Один из сильнейших защитников российского хоккея, который 17 сезонов отыграл в НХЛ, на предложение подвести итоги олимпийского турнира поначалу ответил отказом. "Что вы, какие итоги?! В России работают специально обученные люди, они все профессионально разберут, сделают правильные выводы, - сказал 39-летний защитник СКА. И тут же уточнил: - Я готов поделиться всего лишь своим частным мнением. Мнением хоккеиста, который что-то знает об этой игре и немножко в ней разбирается".
- Стал ли для вас сюрпризом разгром России в четвертьфинале?
- Давайте по порядку. Не стану скрывать: когда турнир только начинался, внутренний голос подсказывал мне, что все должно быть нормально. Команда хорошо вкатилась в Олимпиаду, крупно победила такую неудобную команду, как Латвия. Более того, мне понравилась наша сборная и в двух следующих матчах, пусть даже Словакии мы проиграли. В общем, казалось, что все идет по плану. Поэтому когда утром в четверг меня разбудила жена и сказала, что России уступила Канаде - 3:7, я отказался ей верить.
- То есть игру вы не смотрели?
- Все-таки у нас в СКА существует такое понятие, как тренировочный процесс. Находясь под нагрузкой, тяжело не спать всю ночь.
- Так что же вас шокировало? Результат?
- Сначала результат. А потом, когда сел смотреть матч в записи, то и сама игра. Два периода помучился, а потом на эмоциях видео выключил, все стало ясно.
- У вас есть объяснение такому игровому провалу?
- Я был поражен, что ребята не были готовы к тому, чтобы правильно начать матч.
Поймите, Канада - страна с огромной хоккейной историей. "Коронка" североамериканцев, их визитная карточка, смысл их хоккейного бытия спрятаны в первых десяти минутах каждого матча. Ошеломить, затоптать, спровоцировать - вот философия канадского старта. Особенно в борьбе с европейцами. В советские времена мы прекрасно знали: если эти десять страшных минут выдерживаешь, то ситуация переворачивается, у тебя появляются козыри. За счет этого канадцев и побеждали.
А теперь, в Ванкувере, неприятно поразило то, что мы об этом вроде бы вообще не знали. Для меня, человека, который изучил канадцев вдоль и поперек, это стало шоком.
- Но ведь в нашей сборной больше десятка игроков, которые варятся именно в североамериканском хоккее!
- За командные тактику и стратегию, как известно, отвечают не игроки, а совсем другие люди. Трудно было не заметить, что те же словаки на полуфинал с Канадой вышли куда более подготовленными. В первом периоде не рисковали, получили лишь 0:2, потом, правда, пропустили еще одну шайбу, но дождались своего отрезка - и едва эту фору в третьем периоде не отыграли.
- Получается, Канада нас разгромила только за счет старта?
- Не только. Еще и за счет везения - поскольку сопернику удалось забросить быстрые шайбы. Кроме того, мне бросилось в глаза, сколь грамотно канадцы выключили из игры наших лидеров. Овечкина, Малкина или Волченкова канадцы подавляли силовой борьбой. А вот, скажем, Дацюка практически не трогали.
- Почему?
- Может быть, потому, что если Дацюка вывести из себя, он накрутит всю пятерку?.. И кому это знать, как не Майку Бэбкоку, главному тренеру и сборной, и пашиного "Детройта"?!
- Значит, нас досконально изучили?
- Мне показалось, что дело обстояло именно так. После поражения в Турине, после двух неудач в финалах чемпионата мира канадцам было некуда отступать. Если бы они опять нам проиграли, от них в стране мокрого места не оставили бы. Поэтому канадцы и бросили на эти Игры все силы. В том числе интеллектуальные. Матч показал, что на каждого игрока нашей сборной существовало досье, где были тщательно расписаны его сильные и слабые стороны.
- И на игроков КХЛ тоже?
- Так ведь почти все наши кахаэловцы раньше выступали в НХЛ. Думаю, и по ним недостатка в информации не было.
- Многие из игроков нынешней сборной Канады - ваши добрые знакомые. Они вас чем-нибудь удивили?
- С Бренденом Морроу, звено которого так помучило нашу сборную, мы провели в "Далласе" восемь сезонов. Поверьте, с точки зрения техники и катания этот парень не сравнится ни с одним из наших хоккеистов. Но он великолепен как лидер команды. Умение добавить в ключевой момент игры, выложиться на сто процентов, найти ключевую фигуру у соперника, ударить его и вывести из равновесия - вот козыри Морроу. Которые в матче с Россией сработали. Ведь, по сути, его звено с Перри и Гецлафом сделало игру.
- Эти ребята - тоже ваши хорошие знакомые, которые выступали в одном с вами дивизионе.
- Технически они сильнее Морроу плюс ни в чем не уступят ему в силе и пробивной мощи. Несколько лет назад во многом благодаря Гецлафу и Перри их "Анахайм" завоевал Кубок Стэнли. Вообще их тройку ни в коем случае нельзя называть разрушительной. Они - созидатели, но только силового плана.
- Ваши практически ровесники и коллеги по обороне Нидермайер и Пронгер провели турнир на уровне?
- Канадцы всегда ценили возрастных игроков, поскольку понимают, как важна их роль в команде. С этой точки зрения порадовало, что и у нас в сборной был такой опытный мастер, как Сергей Федоров.
- Посматривая за четвертьфиналом с Канадой, вы примеривали себя к ванкуверской обстановке? Думали о том, что в каком-то эпизоде могли сыграть более правильно?
- Ну у любого хоккеиста, наблюдающего за игрой со стороны, такие мысли проскакивают. Да, наверное, у меня есть какие-то знания и опыт, которые пригодились бы в игре именно с этими канадцами. С другой стороны, они в начале матча летели на таких скоростях, что иногда закрадывалась мысль: этот ураган никто бы не выдержал.
- Вот вы упомянули о досье. А что это такое - досье по-энхаэловски?
- Интересный вопрос, ответ на который начну издалека. Когда я приехал в НХЛ в начале девяностых годов, у нас в "Рейнджерс" Майка Кинэна ни о каких досье речи не было. Все оказалось как в Союзе - мы с Личем, Мессье, Грэйвзом, Ковалевым, Карповцевым просто выбегали на лед и летели в атаку. Состав был такой, что тренеру Кинэну порой можно было отдыхать. И в 1994 году мы взяли Кубок Стэнли.
А затем я перешел в "Питтсбург". И вот там многое для себя открыл! Перед каждой серией плей-офф тренер Джонсон запирал нас в просмотровом зале на час теории. Изучали досье на каждого игрока соперника, препарировали все его козыри и недостатки. Нам предлагали способы нейтрализации определенного человека, порой даже его выведения из строя. Потом шла видеонарезка эпизодов. Честно говоря, такой глобальный подход меня впечатлил.
Когда я оказался в "Далласе", там работал нынешний тренер сборной Кен Хичкок. Правда, тогда он теорию особо не жаловал. И вот перед плей-офф я предложил Хичу использовать питтсбургский опыт. Потихоньку дело у нас пошло - и скоро "Даллас", ставший проводить часовые занятия по теории, тоже завоевал Кубок Стэнли.
- Кто знает, если бы вы тогда Хичкоку не подсказали, может быть, у нас в Ванкувере был бы шанс.
- (Смеется.) Так на Олимпиаде у Канады было четыре Хичкока - еще и Бэбкок, Рафф, Лемэр. И все они в тактических схемах - доки.
- Мы в России Хичкока недолюбливаем. Всем памятно то, как после хет-трика Никиты Филатова он в "Коламбусе" посадил его на лавку. На ваш взгляд, что это за тренер?
- Считаю, что Хич в умении мотивировать команду, залезать ей под кожу сильнее несколько прямолинейного Майка Кинэна. Хичкок - ходячая энциклопедия, очень начитанный человек, сильный психолог. Знает, как надавить на каждого игрока.
Что касается Филатова, то в 18 лет каждый из нас хотел лететь в атаку, финтить, забивать голы, дарить улыбки (смеется). Хич всех этих вещей не любит. Он ценит схему, игровую дисциплину, маленькие, не заметные глазу рядового болельщика вещи. Поэтому-то молодых и недолюбливает.
- Каков для нас главный урок хоккейного Ванкувера?
- Я - не специалист и не чиновник, наверное, я не отвечу на ваш вопрос правильно. Хочу только сказать, что до следующей Олимпиады лишь четыре года. Если кому-то кажется, что это долгий срок, тот будет не прав. Нужно начинать работу уже сейчас - еще выше поднимать уровень КХЛ, следить за своими звездами из НХЛ, за нашими конкурентами. Наверное, теперь все поняли, что нахрапом такие турниры не выигрываются.
- Вас удивила реакция прессы на наше поражение? То, что от главных действующих российских лиц не оставили камня на камне?
- Я считаю, что вот такой огульной критикой ничего не добьешься. Наоборот, игроков нужно поддержать. Да и тренеров тоже, ведь они хотели как лучше. Вообще же за нашими СМИ я в последнее время не слежу. Мне хватило того, что было в прессе месяц назад после моего заявления. Как его только не называли - и "дискотека восьмидесятых", и еще как-то. Было и грустно, и смешно.
- Мне кажется, после Ванкувера ваш отказ ехать на Олимпиаду запасным, ваше заявление "о плевке в лицо" уже не воспринимается общественным мнением так негативно, как накануне Игр.
- Наверное, в формулировках я не был абсолютно точен, но, по сути, был прав. Олимпиада - великий турнир, к нему нужна великая подготовка. Увы, такой подготовки у нас не было - ни в хоккейном, ни в менеджерском плане. Жаль.
Источник: "Спорт-Экспресс"
Добавить комментарий