Интервью "СЭ" дал прославленный советский нападающий Александр Якушев.
- Многие в Канаде считают, что игры нынешней Олимпиады по своему накалу могут повторить суперсерию-72, во время которой вы были одной из главных звезд сборной СССР.
- Безусловно, предстоящий турнир будет очень интересным. Понятно, что все ждут финала Россия - Канада, но такие разговоры немного настораживают и могут сыграть негативную роль. Уверенность ребят в своих силах - это хорошо, но в то же время у них должно быть чувство тревоги в матчах против любого соперника. Конечно же, хоккей - это не футбол, и некоторые команды сборная России должна обыгрывать при любых раскладах, но чувство опасности присутствовать все же должно.
- Перед той же суперсерией-72 у вас это ощущение было или вы ехали в Канаду с чувством, похожим на нынешние предолимпийские настроения? В том, что нашей сборной равных нет.
- Точно знаю, что чувства опасности у нас не было. Во-первых, потому, что тогда не было нынешнего ажиотажа. Во-вторых, мы по большому счету не знали соперника, так как сборная, составленная из игроков НХЛ, тогда собралась впервые. Конечно же, во время поездок в Канаду и США ходили на матчи НХЛ, но целостного представления о том, какой будет команда из лучших игроков этой лиги, не было.
Небольшой мандраж появился только перед первым матчем в Монреале, когда на представлении состава сборной Канады 18-тысячный "Форум" две-три минуты стоя аплодисментами встречал каждую фамилию канадского хоккеиста. Тут-то мы поняли, куда приехали и с кем связались. А потом было это неожиданное начало матча - первый пропущенный гол на 40-й секунде, на восьмой минуте уже 0:2. Но потом быстро взяли себя в руки и с каждым днем все больше чувствовали этот накал, эту атмосферу, которая проникла во все наши поры.
- Судя по тому, что в концовке московской части серии вы упустили победу, чувство тревоги потеряли?
- Тогда мы вернулись в Москву, ведя в серии по очкам 5-3. А после того, как первый московский матч хоть и с трудом, но выиграли, гандикап стал еще более весомым. Ну, мы и подумали: уж одну-то из трех оставшихся игр зацепим обязательно. Иными словами, никакой тревоги не было. Поэтому я и подчеркнул, что она обязательно должна присутствовать до последнего матча, потому что внутренняя расслабленность может дорогого стоить. Вот у нас в 1972 году такое расслабление случилось, и мы последние три матча хоть в упорной борьбе, всего в одну шайбу, но проиграли. Поэтому нынешним игрокам сборной хочу просто пожелать, чтобы они все время были сконцентрированы.
- Может быть, в связи с этим нашей сборной лучше было бы в групповом турнире кому-нибудь проиграть? А то ведь часто говорят, что все матчи на таком турнире выиграть сложно.
- Наверное, такой вариант имеет право на жизнь. Могу привести случай из своей практики. В 1983 году Борис Павлович Кулагин пригласил меня в "Спартак" вторым тренером. Перед началом чемпионата СССР мы должны были играть товарищеский матч с "Химиком" в Воскресенске, и перед этой игрой Кулагин серьезно заболел. Когда я разговаривал с ним по телефону, он мне неожиданно сказал: "Саша, ты должен эту игру проиграть, но ребятам ничего не говори". "Почему?" - спросил я. "Чтобы злее были в первой игре чемпионата", - ответил Кулагин. Так оно и получилось - мы действительно проиграли "Химику", а потом в чемпионате пять игр подряд выиграли.
Так что такие тренерские психологические хитрости порой нужны. Но я не думаю, что в Ванкувере это потребуется, потому что Олимпиада - это все-таки совсем другой уровень. Здесь все ребята должны понимать и ответственность, и задачи, которые перед ними стоят.
- Многие говорят, что главный тренер сборной России Вячеслав Быков - очень хороший психолог. На ваш взгляд, это заметно?
- Работу тренера определяет только одно - результат. Если он есть, значит, тренер и хороший психолог, и тактик, и стратег.
- Правду ли говорят, что сейчас тренировочный процесс строится по совершенно другим методикам, чем в ваше время?
- Конечно. Если мы перед сезоном полтора-два месяца жили на сборах, где проводили ежедневные двух-трехразовые тренировки, то в последние годы все несколько изменилось. Особенно в последние пару лет, когда КХЛ запретила начинать тренировки раньше 15 июля. Таким образом, практически мы перешли на энхаэловскую схему подготовки.
- А нужны ли были в ваши годы эти два месяца тренировок?
- Думаю, перед началом сезона это был перебор. Но, с другой стороны, при такой системе воспитывался характер, улучшалось физическое состояние игроков. Не случайно все тогда отмечали, что на чемпионатах мира и Олимпийских играх сборная СССР в третьем периоде, как правило, дожимала соперника в трудно складывавшихся матчах.
- Два месяца трехразовых тренировок каким-то образом влияли на здоровье хоккеистов?
- Безусловно. Тогда уже в 30 лет многих выдающихся игроков просто списывали со счетов. Оно и понятно - столь запредельные нагрузки бесследно для здоровья не проходят.
- Вы сами действительно считаете, что в финале Олимпиады сыграют Россия и Канада или, на ваш взгляд, победить в Ванкувере имеют шансы пять-шесть команд?
- Действительно, Россия и Канада - два главных фаворита. Но на таком турнире может выстрелить какая-нибудь темная лошадка, как это и было не раз. К примеру, Игорь Ларионов в интервью вашей же газете сказал, что самая сильная сборная СССР была в 1980 году, но эта команда проиграла в финале студентам-любителям.
- Вы разделяете точку зрения Ларионова, что именно та сборная была лучшей за все годы?
- Для того поколения - наверное, да. Я же считаю лучшей команду, которая была в 1977-м. Но она тоже стала лишь третьей на чемпионате мира, хотя перед этим забили 11 голов канадцам и обыграли чехов - 6:0.
- Это был несчастный случай или все лежит в области психологии?
- Только психология. Когда чувство тревоги пропадает, может получиться несчастье.
- Вы были на победных для России финалах двух чемпионатов мира. Чувствовали, что у ребят есть тревога?
- В последние годы к нашим игрокам вернулся инстинкт победителей, появилась уверенность в себе, ребята стали играть на команду. Вспомните, как в свое время ругали Ковальчука, который играл только ради того, чтобы забить гол. На последних чемпионатах мира уже было видно, что он перестроился, стал играть в коллективный хоккей. И это сразу дало плоды. В свое время Анатолий Тарасов всегда заставлял индивидуально сильных игроков отказываться от своих сильных сторон и играть на команду.
- В нашем чемпионате, в отличие от советских времен, стало больше канадских "фишек". Например, массовых кулачных боев. У вас нет ощущения, что за океаном взяли от нашего хоккея самое лучшее, а мы - наоборот?
- Есть такая тенденция. Я, кстати, прослеживаю ее еще с суперсерии-72. Канадцы увидели, что Европа тоже умеет играть в классный хоккей, и открыли свою лигу для легионеров. Теперь при взгляде на НХЛ иногда появляется ощущение, что их хоккей похож на тот, что был в Советском Союзе. В пас, с головой, с умными комбинациями, только все это дополнено традиционными канадскими козырями. А мы разбавили свой стиль заокеанской грязью. В суперсерии научились зацепам, подножкам, толчкам руками. После 1972 года невольно отошли от своего фирменного хоккея и "поселили" эту грязь в свой чемпионат.
- Ваши впечатления от КХЛ?
- Хоккей стал интереснее. В том числе и за счет деления на дивизионы, благодаря которым появилось больше дерби. Правда, пока неясно, нужно ли лиге расширяться дальше. В НХЛ играет 30 клубов, свободные места пока есть. Однако доморощенных хоккеистов высокого класса чемпионату не хватает уже сейчас. Но если добавлять новые команды из-за рубежа, их эта проблема не коснется, верно? Главное, чтобы заграничное пополнение было высокого уровня - участники нашего чемпионата из Швеции или, скажем, Чехии.
- Как вы, коренной спартаковец, оцениваете нынешний взлет красно-белых?
- Мне очень нравится нынешняя команда. В первую очередь потому, что она под руководством пана Ржиги, что называется, играет сердцем. Состав-то спартаковский, откровенно говоря, средненький. Но именно за счет эмоций, желания ребята одерживают красивые победы и достойно идут по чемпионату. За такую страсть их и любит зритель. Осечки вроде 2:8 от ХК МВД, кстати, также случаются во многом из-за этой эмоциональной перегретости. Клубы-гранды матчи с равными соперниками выигрывают за счет огромной самоотдачи, а в проходных встречах добиваются побед на голом мастерстве. У "Спартака" так не получается.
- Как далеко способен "Спартак" пройти в плей-офф?
- Мне кажется, первый круг они должны пройти. Тому же "Динамо" вряд ли в чем-то уступят. Великолепная, конечно, получилась бы серия. Пока все к ней и идет. Посмотрим, кому будет на руку большой олимпийский перерыв.
- Опасаются, кстати, что базовый клуб сборной из Уфы может начать "валиться" как раз поле Олимпиады.
- Все зависит от тренерского мастерства - рискнут ли Быков с Захаркиным дать передышку своим игрокам или нет. Все-таки в марте будет еще три тура регулярки. С турнирной точки зрения было бы полезнее провести эти матчи в полуотдыхающем режиме, дать передышку после Игр. Ну, и, конечно, важен эмоциональный фактор. С каким настроением и впечатлениями приедут сборники из Ванкувера? Если команда выступит на Олимпиаде успешно, хоккеист о любой усталости забудет. В таком случае может оказаться, что участие в Играх будет даже полезнее, чем бесцельный месячный отдых в середине сезона.
- Фаворитом плей-офф на бумаге выглядит СКА, лидеры которого будут во время ванкуверского турнира отдыхать.
- В этом сезоне я наконец-то вижу тренерскую руку Смита. Мне нравится, как уверенно играют питерцы, у них есть отличная первая пятерка, полезно действуют остальные звенья.
- Ваше отношение к ситуации вокруг Зубова.
- Выскажу свое личное мнение. У меня сложилось впечатление, что Вячеслав Аркадьевич не очень-то и хотел видеть Зубова в Канаде. Если тренер знает, что игрок ему нужен - он находит правильные слова, правильный подход, звонит, договаривается о встречах. Но для этого должно быть желание пригласить хоккеиста в команду. Хотя Зубов путевки на Олимпиаду, безусловно, достоин.
- Напоследок выскажите, пожалуйста, свое предолимпийское пожелание.
- Очень хочу, чтобы в финале Игр-2010 Россия победила Канаду. Тогда это будет игра мечты.
Добавить комментарий