Известный в прошлом нападающий Андрей Николишин, отец лучшего бомбардира юниорской сборной России, которая в четверг сыграет в четвертьфинале чемпионата мира, рассказал о проблемах детского хоккея
- У нас страдает массовость, не хватает доступных катков и квалифицированного тренерского персонала, а также необходимого медицинского обеспечения. Но самая главная проблема - у нас нет единообразных методик и централизованной программы развития детского хоккея, как было в Советском Союзе. Каждый тренер дует в свою дуду. Есть определенные каноны, которые нельзя нарушать, потому что дети развиваются циклично. Надо понимать, что можно и нужно давать в том или ином возрасте, чтобы не было перекоса. Этот процесс должен контролироваться на государственном уровне. В свое время канадцы или шведы пересмотрели свои взгляды в развитии детского хоккея. И сейчас они пожинают плоды.
- Руководители ФХР заявляют, что детский хоккей – это государственное направление.
- Вот и надо у ФХР спрашивать, что она делает для развития этого направления. Вообще же у нас настолько все размыто, что не поймешь, кто и за что отвечает. Я, например, не знаю, под чьей эгидой должны проходить соревнования «Золотая шайба». Турнир проходит с помпой, матчи показывают по телевидению, руководители хлопают в ладоши, а на самом деле под вывеской «турнир дворовых команд» играют воспитанники специализированных спортшкол. Зато отчетность хорошая. Кого мы обманываем? Я и сам в свое время участвовал в этом турнире: по идее там должны играть дети от одного ЖЭКа или одной школы – это и есть реальная массовость. У нас перестали играть в хоккей во дворах, перестали заливаться катки, и это тоже большая проблема. Куда ни плюнь – одни спортшколы.
- В последние два сезона сборная России терпела поражения на всех уровнях: юниоры, молодежка, главная команда. Эти неудачи связаны между собой?
- Конечно! А как иначе, если мы на одну сборную не можем набрать хоккеистов достойного уровня? Канада штук десять таких команд соберет, и Америка столько же. У нас очень мало занимается детей. Пора бы руководителям уже спуститься с небес, заглянуть во дворы, в школы и посчитать, сколько у нас людей реально занимается хоккеем. Не так давно я присутствовал на одном совещании, где была озвучена официальная статистика от Министерства спорта и Федерации хоккея России по количеству занимающихся хоккеем и количеству тренеров на душу занимающихся в различных регионах нашей страны. Не смогу назвать точные цифры, помню лишь, что на всю Ленинградскую область, согласно официальной статистике, приходится 6 тренеров и порядка 100 детей. Можете себе представить? Я был в шоке. А если взять, например, Владикавказ, у них вообще ноль стоит в графе. Хотя я лично ездил во Владикавказ – там уже два года существует каток, работает хоккейная секция.
- Как, кстати, относитесь к инициативам развивать хоккей на Кавказе?
- Я проводил там мастер-класс среди ребят 5-7 лет, и был просто поражен: более послушных и воспитанных детей я в своей жизни не встречал. Это особенность данного региона – дети у них очень выдержанные, целеустремленные. Что бы кто ни говорил, этих детей хватило на 40 минут, наших в этом возрасте не хватает и на 5 – начинают бегать, кричать, толкаться. Понятно, что традиционные виды спорта для южных регионов – единоборства, но есть дети, которые с удовольствием приходят на каток. Так почему нет? Надо дать им эту возможность и шанс! Мы же не говорим об олимпийских медалях, мы говорим о массовости, о здоровье нации.
- Вы – отец молодого хоккеиста. С какими трудностями вы столкнулись в процессе обучения?
- К сожалению, у нас в детском хоккее сделан упор индивидуальное воспитание игроков. Главное, чтобы ты умел быстро бегать и обыгрывать стойки, а думать и играть на команду у нас не учат. Это мое мнение. У нас технически все очень хорошо готовы, дай бросать по тарелочкам – все выбьют тарелочки. А там, где нужны командные действия, слаженность, быстрые и четкие передачи - никого нет.
- Иван Николишин был выбран родным ЦСКА в первом раунде прошлого драфта КХЛ, но предпочел уехать в юниорскую лигу Канады. Почему?
- Мы не видели перспективы пробиться в ЦСКА в ближайшие годы, да и руководство армейского клуба интереса к нам не проявляло. Если ты не нужен клубу, зачем мучиться? Иван - далеко не единственный, кто принял такое решение. В Канаду прошлым летом отправился целый десант, около 20 ребят 1996-го года рождения из всех регионов – Казани, Челябинска, Новокузнецка, Омска, Москвы, в том числе из «Спартака», «Динамо», ЦСКА... Они здесь просто не играют. Мы, кстати, не на секунду не пожалели об отъезде.
- То есть, катки строятся, МХЛ создали, а молодежь продолжает уезжать в Северную Америку. В чем причина?
- У нас многие моменты не продуманы. По поводу того же драфта можно рассуждать днями. Я в принципе не понимаю смысл и значение этой системы. Идея может быть и неплохая, но она абсолютно не доведена до ума. Мы передрали идею из НХЛ, но саму суть, которая заключается в возможности выравнивания главных команд за счет перспективных молодых игроков, упустили напрочь. Мы попытались наложить заокеанскую кальку на российскую действительность, позабыв о том, что у нас система обучения игроков совершенно другая, чем в Северной Америке. Эти лекала нам не подходят. У нас есть своя система развития детского хоккея – детские школы. Надо ее модернизировать, внедрить современные методики, адаптировать к сегодняшним рыночным условиям. В России традиционно практически все детские школы привязаны к командам мастеров, к клубам. Какой смысл клубу воспитывать игрока, вкладывать немалые деньги, а потом отдавать его на драфте?
- Известный агент Алексей Дементьев отмечал, что в МХЛ хоккей очень консервативный и архаичный. Есть ли, по-вашему, отдача от Молодежной хоккейной лиги?
- Создание МХЛ – это здорово, классно, правильно. Но я ходил на многое игры МХЛ – действительно, неинтересно смотреть. Уровень молодежного хоккея очень слабый, плюс был раздутый возрастной ценз – от 16 до 21 года. Это очень большой разрыв. Игроки в 21 год должны уже быть лидерами в основных командах, а они с пацанами играли. Хорошо, что, наконец, додумались понизить верхний порог до 20 лет, хотя в идеале надо делать с 16 до 19 лет.
- В весенне-летний период повсюду мелькает реклама лагерей, ведущих «подготовку по североамериканским методикам». Это дань моде или у них действительно прогрессивные программы?
- Мое личное мнение – все эти лагеря не что иное, как элементарное высасывание денег из родителей. Не говорю, что все буквально действуют по этой схеме, но процентов 90 точно. Спросите людей, которые с этим сталкивались, сколько они платят за двухнедельные сборы. Встречаются лишь единичные лагеря, где ребенок действительно может чему-то научиться. На эти сборы приезжает порядка 50-ти человек. Чему тренер может научить такую ораву, что может им дать? Это просто невозможно, это иллюзия работы. Но, как говорится, чем бы дитя ни тешилось... Все эти «американские», «шведские», «финские» «методики» – лишь способ привлечь внимание, чтобы люди пришли, привели детей и принесли деньги. При этом у нас в России есть много очень интересных, профессиональных тренеров, с нестандартными подходами, которые реально могут дать намного больше.
- Заинтересованы ли сами тренеры в своей работе? Если в Москве в детских хоккейных школах средняя зарплата 40-50 тысяч рублей, что уж говорить о провинции...
- Ну, знаете, это еще хорошие деньги! В ЦСКА до того, как пришла «Роснефть», в разы меньше была зарплата. Но мы должны понимать, от чего отталкиваться. Я считаю, чем платить такие огромные деньги игрокам в КХЛ, лучше бы эти средства вложили в детский хоккей. Надо его как-то систематизировать. На самом деле у нас все очень печально с детским хоккеем. Коррупция просто ужасная. Мы тешим себя иллюзиями, живем в нереальном мире. В реальности же молодые игроки испорчены деньгами. Они еще ничего собой не представляют, а уже получают огромные зарплаты. За что? Что они такого сделали? На них народ ходит, они полные стадионы собирают?
- В то же время даже в школе ЦСКА дети шайбы сами покупают...
- Родители покупают не только шайбы, но и форму, коньки, клюшки - их никто не выдает. Но это практикуется во всем мире. И потом, совершенно не обязательно изощряться, можно купить хорошую б/ушную форму – дети растут очень быстро. Это не так дорого. Например, тренеры говорят, чтобы завтра все принесли по одной шайбе. Шайбы часто вылетают, их собирают заливщики, у которых их потом можно купить - каждый крутится, как может. А у нас как было? Выкинул шайбу в снег, ходишь, ищешь ее – не нашел, значит, надо принести новую. А чем играть? Другой-то нет... Я не вижу в этом ничего плохого, таким образом, у детей вырабатывается ответственность и бережное отношение к инвентарю. Когда я начинал, клюшки тоже сам покупал, мне их никто не выдавал. Клеили эпоксидкой, заворачивали бинтами, заматывали изолентой. Выдавали их исключительно редко, это уже в спортшколе подкидывали одну-две клюшки в месяц, а лучшим игрокам тренеры пробивали три-четыре. И это были обычные деревянные клюшки, которые надо было загнуть, обточить, обстрогать, замотать.
- Как относитесь к практике добровольно-принудительных подкаток?
- Подкатки придуманы для того, чтобы заработать. Тренер находит лед в свободное время, договаривается, работает – что в этом плохого? Я не против, но своего ребенка я не стал бы водить на подкатки. Но есть люди, которые хотят и готовы платить – это их личное дело. Конечно, зачастую это родители, которые могут себе это позволить. А в целом я не очень понимаю смысл этих подкаток и скептически к этой практике отношусь. Приводят детей 7-8-ми лет, зачем? Это элементарное высасывание денег из родителей. У меня дети несколько раз ходили на так называемые утренние подкатки, но я их водил не для того, чтобы их «подкатали», а для того, чтобы они набрали объем катания, поскольку они год пропустили и отставали от своих сверстников. Я сам с ними выходил на лед, подсказывал, помогал тренерам. Но, поверьте, эти подкатки можно вполне заменить игрой во дворе или походами на массовое катание.
Источник: Sportbox.ru
Добавить комментарий