Тренер «Трактора-94» Сергей Кавунов является на сегодняшний день одним из самых успешных российских детских тренеров. В интервью официальному сайту «Трактора» Сергей Кавунов рассказал о ситуации в российском детском хоккее, специфике работы с молодыми талантами и разнице между подготовкой игроков в Канаде и России.
За три последних года ребята Сергея Кавунова собрали полный комплект наград в финалах чемпионатов России и достойно выступили на мировом турнире среди юношеских команд в Чикаго, где были собраны лучшие хоккеисты со всей планеты.
В чем все-таки специфика работы с молодыми ребятами, ведь они попадают в руки тренеров еще совсем юными?
Со своей командой я работаю уже 10 лет. Пришли они ко мне, конечно, еще совеем маленькие и ничему не обученные. С годами становится интересно за ними наблюдать. Как растет их мастерство, как они крепнут физически и становятся личностями. Очень хотелось бы, чтобы все они стали состоялись как хоккеисты в будущем и заиграли на самом высоком уровне.
Существует ли в таком возрасте «феномен раздевалки»? Можно ли вне хоккейной площадки, в перерыве перевернуть ход встречи?
Сейчас моим ребятам уже по 15 лет. Они уже достаточно взрослые. В раздевалке мы всегда много разговариваем и обсуждаем игровые моменты, поэтому ход матча вполне можно изменить. Только если все правильно преподнести и объяснить.
Вы тренер-демократ или тренер-диктатор? Давайте возьмем для сравнения двух титанов хоккейного цеха – Майка Кинэна и Скотти Боумэна.
Ребята у меня уже большие. Если раньше я много кричал, то теперь это просто не актуально. Пытаюсь больше донести до игроков с помощью разъяснений, проще сказать – с помощью слова.
Тренер – это второй отец или все-таки больше наставник, не включающийся в жизнь хоккеистов вне ледовой площадки?
Со своей командой я провожу очень много времени. Это и тренировки, и сборы и заграничные поездки, поэтому выберу первый вариант. «Второй отец» это ближе к истине.
Играет ли хоккейное прошлое большую роль в тренерском успехе?
Скажу так. Случаи бывают, конечно, разные, но если взять в процентном соотношении, то тренеров, не связанных в прошлом с хоккеем единицы. Поэтому, думаю, что роль велика и навыки игры в хоккей должны быть.
Большие физические нагрузки прямо пропорциональны времени, уделяемому игроками учебе. Нормальна ли такая ситуация и приходится ли жертвовать образованием ради хоккейных успехов?
Сейчас мы тренируемся 2 раза в день. В час дня у нас «земля», а в 14.45 – «лед». Нагрузки большие. Учатся пацаны не очень хорошо. Это не секрет. Спорт отвлекает и занимает большую часть жизни. Профессорами из них мало кто будет, но базовое образование получат все. Высшее по желанию, но, глядя на нынешнюю ситуацию в стране, думаю, что 99% окончат и высшие учебные заведения.
В трех словах, что включает в себя школа «Трактора» как бренд?
Это, прежде всего, техника катания, владение клюшкой и бойцовские качества. Все это делает выпускников школы «Трактора» узнаваемыми во всем мире.
Назовите три ведущие хоккейные школы страны.
Конечно же «Трактор», ярославский «Локомотив» и школа московского ЦСКА. Именно они сейчас занимают наибольшее количество первых мест в финалах чемпионатов регионов и России.
В чем был секрет столь уверенного, если не сказать, фееричного, выступления «Трактора-94» на всех турнирах в сезоне 2007/2008, когда в первенстве Урала и Западной Сибири удалось одержать 36 побед в 36 встречах, а позже уверенно выиграть и российский чемпионат?
Все начинается с фундамента. Провели хорошую предсезонную подготовку, съездили на сборы в Чехию. Плюс – отличный подбор исполнителей и вера ребят в конечный результат. Это запомнилось больше всего. Воля к победе в том году просто зашкаливала, поэтому никто и не смог составить нам конкуренцию.
Почему следующий сезон был не столь удачным? Со скрипом выигранное первенство региона и «лишь» третье место в финале чемпионата России? Можно ли в этом случае употреблять слово «лишь»?
Третье место это не так уж и плохо. Если брать последние три финала, то мы собрали полный комплект наград: от «бронзы» до «золота». В группе мы выиграли все три матча – у «Локомотива», СКА и «Ак Барса» и получили два дня отдыха. Возможно, это и сыграло в итоге. Ребята немного расслабились. К тому же, играть два раза подряд с одним и тем же соперников в ходе одного турнира тяжело, а мы на стадии полуфинала вновь встретились с «Локомотивом». Выиграть второй матч подряд не удалось. Ярославцы выставили очень сильный коллектив с яркими лидерами, приглашенными из других городов. Это тоже немаловажный фактор.
В чем сила нынешнего «Трактора-94»?
Сезон только начинается. Подравнялся общий уровень команд. Можно сказать, что сейчас шесть клубов примерно одного класса на восемь участвующих в турнире. Поэтому проходных матчей не будет вовсе. У всех будет задача попасть в финал.
Много ли было предложений из других клубов по покупке лидеров «Трактора-94»?
Они поступают всегда. У нас много заметных игроков. В этом сезоне Сергей Купцов ушел в «Салават Юлаев», Александр Дьяков чуть не последовал по тому же пути, но все-таки вернулся. Вопрос же по компенсации за Купцова пока решается. Зато к нам перешел Валера Ничушкин из «Трактора-95», который, несомненно, добавит мощи нашей атаке.
Как можно бороться с такой ситуацией, когда лидеры массово покидают команду?
Бороться нужно. Но как? Финансовое положение клубов из Казани, Уфы, Ярославля намного лучше. Соответственно родители пытаются устроить своего сына на место, где он будет зарабатывать хорошие деньги уже в таком юном возрасте. И хоккеист уходит. Мы делаем все, что в наших силах, пытаясь остановить этот процесс, но иногда не получается.
Ищете ли вы талантливых игроков по России или с лихвой хватает и своих воспитанников?
Мы смотрим за талантами. В свое время из Новосибирска в «Трактор» перешел Стас Петров. Данила Андреев из Кургана. Тот же Сергей Купцов до нас играл в Омске. Так что следим, но в силу нынешних финансовых возможностей купить никого не можем.
Не секрет, что многие команды для победы в чемпионате России используют нелегитимные методы. ЦСКА собирает сборную Москвы. Кто-то переманивает хоккеистов…
С Москвой сложно бороться. Нередко за ЦСКА и «Спартак» приезжают играть фактически сборные. Например, у нас такое просто невозможно.
Расскажите о впечатлениях от поездки на турнир в Чикаго, на котором «Трактор-94» играл в ноябре 2008 года.
Шикарнейший турнир. 32 лучшие команды мира примерно одного уровня. В Канаде ведь совсем другой хоккей. Постоянные броски, отличное катание, борьба. Ребята все здоровые, агрессивные, бросают со всем позиций. Играли неплохо. Оступились в четвертьфинале.
Почему именно четвертьфинал стал «камнем преткновения» в Чикаго?
В 1/8 финала мы с трудом выиграли в овертайме. В 1/4 же жребий свел нас с будущим победителем турнира. Первый овертайм. Игра 4 на 4. Судьи удаляют нашего защитника, наброс на ворота и канадцы запихивают шайбу вместе с защитниками и вратарем. Вот так и проиграли. Все решило всего лишь одно удаление.
В чем все-таки главная разница в подготовке хоккеистов в России и за океаном?
За океаном все платно. За все платят родители. Если семья считает, что сыну нужно поставить катание – она платит тренеру, который занимается с хоккеистов индивидуально. То же самое с бросками и всем остальным. Все тренировки индивидуальны. Вместе там ребята тренируются очень мало. Если ж взять ситуацию у нас в стране, то хоккей это не самый дорогой вид спорта. Родители, конечно, берут на себя часть расходов, но они не платят ни за лед, ни тренеру. Большую часть затрат несет на себе школа.
Физически заметно разница между российскими и канадскими ребятами?
Везде есть разные игроки. И большие и маленькие. Особо разницы не заметил. Но заметил другое: некоторые мои хоккеисты просто испугались. Если здесь можно было спрятаться за спинами партнеров, то там, в вотчине сверхагрессивного хоккея уже нет.
Не заметно ли на таком уровне ассимиляции игровых стилей Канады и России?
Что-то взяли у нас они. Что-то мы. Это нормальный процесс. Они-то точно взяли у нас самое лучшее. Недаром Россия 15 лет не могла выиграть мировой первенство. Сейчас все изменилось. И, думаю, после этих побед настанет время нашей страны царствовать в хоккее!
Массовость это синоним канадского хоккея. Нужно ли нам идти по этому же пути или все-таки есть какая-то своя дорога?
В каждой канадской деревушке обязательно построен хоккейный дворец. Причем очень хороший. Естественно, что мальчишек там задействовано намного больше, чем в России. Из этого растет конкуренция. А если там за все платят родители, то все переходы игроков происходят без участия денег. Захотел в Монреаль – поехал в Монреаль. Захотел в Питтсбург – поехал в Питтсбург. Плюс – там огромное количество турниров. У нас же сейчас в связи с кризисом проводить турниры очень затратно. В Канаде и США же уровень жизни выше и это не сильно сказывается на хоккее. Через эти детские турниры проходит неимоверное количество юных игроков. Например, есть хорошая команда в Детройте. Каждый год под ее знамена собираются около 60 человек и неделю играют. После отбора остается 20 лучших, а остальные переходят в команду классом ниже. И так каждый год. Теперь спросите, возможно, ли это у нас? Вряд ли.
Нужно ли возрождать турнир «Золотая шайба» в том массовом виде, в котором он был? Все-таки из него вышло много знаменитых игроков, таких как Владимир Крутов, Сергей Самсонов. Или при нынешней системе подготовки это уже атавизм?
Нужен, безусловно. Чем больше турниров – тем больше маленьких детей. Во-первых, мы оторвем их от улицы, во-вторых, соберем лучших хоккеистов со всей страны.
На ваш взгляд, кто из нынешних подопечных сможет заиграть на самом высоком уровне? Или рано еще кого-то выделять?
Не хотел бы говорить об этом сейчас. Есть талантливые игроки.
Не существует ли у ваших ребят синдрома «звездной болезни»?
Немного есть. Проскакивает иногда. Ведь они уже достаточно взрослые люди. Пытаемся это искоренить. «Звездить» пока абсолютно нечем. Вот если бы они выиграли 2-3 чемпионата России подряд, тогда можно было бы об этом говорить. А пока нет стабильности, не должно быть ни единого намека на «звездную болезнь».
Есть ли в вашей команде претенденты на попадание в сборную U16 в следующем году?
Мы сдали документы десяти хоккеистов на участие в подготовительном сборе. Если не считать ушедшего Купцова, то теперь из «Трактора-94» на попадание в сборную претендуют девять человек. Это нормально. Из «Спартака» в сборную вызвано тоже похожее количество игроков. Всего на сборах планируется около 60 человек. 1994 год талантливый. Должна получиться отличная команда.
В одном из интервью вы говорили, что наших мальчишек нужно заставлять играть. Почему так происходит?
Это удивительное свойство. Возьмем Канаду и Россию. За океаном тренеры почти всегда молчат во время игры, а их пацаны носятся как ошалелые. Им не нужно заставлять игрока быстрее бежать иди жестче встречать противника. Там нет такого. Тренер не подталкивает, а просто направляет. Мы говорили с родителями этих ребят. Все оказывается просто. Они говорят ребенку: я плачу за тебя, будь добр оправдывай усилия, играй хорошо. Если ребенок не хочет, то ему предлагается множество вариантов: бейсбол, американский футбол, баскетбол. У нас же постоянные подсказки, подпинывания. Менталитет такой, видимо.
Почему складывается такая ситуация, что звезды юношеского хоккея быстро затухают во взрослом?
Кто-то достигает наибольшего прогресса в раннем возрасте, кто-то позднее. Хотя все делается через работу. Если человек считает, что, попав в сборную, он уже всего достиг, то его быстро спустят на землю. А второй, после вызова в национальную команду начнет рвать и метать. Вот разница.
Что может дать МХЛ юношескому хоккею в России? Сможет ли новая лига нивелировать пропасть между юношеским и взрослым хоккеем?
Возьмем, к примеру, «Белых медведей». Команда состоит из хоккеистов 1990/91/92 годов рождения. У всех у них 3-5-летние контракты. В составе 25 человек. Может ли так получиться, что когда подойдут ребята 1993-94 годов рождения им не окажется места в составе? Может. Вот вам и ситуация. А поможет или нет юношескому хоккею? Наверное, да. Молодежь будет обкатываться там, набираться опыта. Недавно нам сказали, что обучение в хоккейных школах продлят еще на один год. Вот это было бы здорово. За год ребята смогут окрепнуть и получат больше шансов закрепиться в составе первой или молодежной команды.
Куда же девать хоккеистов, не прошедших в молодежную и основную команды? Неужели они не получат шанса?
Вот и получается, что в команду мастеров попадут только самые яркие. В МХЛ может не быть места. Остальные куда? Получается, что человек 10-12 лет отдал хоккею и оказался не нужен. Это страшно. Это трагедия для игрока. Посмотрите на Канаду и США. Сколько там лиг. И юниорские и студенческие и система фарм-клубов. Оттуда выходит море хоккеистов. А у нас только МХЛ и все. Как путь – нужно двигаться к этой системе. Иначе будет очень обидно за ребят.
Бытует мнение, что юношеский хоккей это больше успех больших габаритов и физической силы. Согласны ли с этим утверждением?
Это немаловажно. Маленьким немного сложнее пробиться к вершинам, но это возможно. Множество маленьких хоккеистов играет и в КХЛ и в НХЛ.
Демченко, Ничушкин – это феномены?
Не говорил бы так громко. Талантливые – это да. Но загадывать, пока не стоит.
Нужно ли игрокам пройти школу юниорских лиг Северной Америки или нынешнюю тенденцию, когда игроки массово уезжают за океан нужно прекращать?
Давайте вспомним Даниса Зарипова. Каким он уезжал, и каким вернулся. Вернулся почти зрелым закаленным мастером. Два года пообтерся и значительно вырос как игрок. Хотя кому-то поездка за океан не нужна. Там побеждают лишь сильные. Посмотрим, что получится сейчас у Славы Войнова с Димой Костромитиным. Да и у того же Жени Дадонова.
Там совсем другой хоккей. Но бросить вызов трудностям, считаю, нужно. А когда если не в молодости?
Какие обязательства сейчас на себя берут родители?
Школа и руководство помогают хоккеистам с формой. Не всем, конечно, а наиболее перспективным. Родители же докупают то, на что не хватило денег у школы. Иногда спонсируют какие-то поездки.
Кто поддерживает «Трактор-94»? Есть ли у команды спонсоры?
Только школа. А спонсорство выражается в разовой поддержке на выездные турниры.
Что может дать молодых игрокам инициатива подключения совсем юных хоккеистов к тренировкам с главной командой? В этом году с основным составом «Трактора» тренировались несколько хоккеистов 1993 года. Это и Максим Шалунов и Никита Нестеров и Виталий Демаков, а также голкипер 1994 года рождения Василий Демченко.
Это здорово. Даже попасть в раздевалку для молодых хоккеистов уже праздник. Не говоря уже о тренировках. Это огромнейший опыт, который позволит им заиграть на высоком уровне гораздо раньше сверстников.
Реально ли «Трактору-94» будет в этом году повторить успех сезона 2007/2008?
Все реально. Хоть турнир и стал тяжелее, и ставить рекорды уже не так легко, все-таки мы всегда верим в победу, и будем бороться за самые высокие места.
Источник: Официальный сайт ХК "Трактор"
Добавить комментарий