Управляющий директор МХЛ Дмитрий Ефимов — о грядущей реорганизации лиги и образце для подражания, спортивном принципе и заветной мечте.
- Главный вопрос, волнующий любителей хоккея на данный момент – что будет собой представлять МХЛ в следующем сезоне?
- Я надеюсь, что все будет хорошо (смеется). Разделение на Чемпионат и Первенство обязательно сохранится. Как показал этот сезон — разница в силе команд есть. Сейчас мы находимся в Нефтекамске, где проходит финал и эти команды определенно посильнее. Но, помните, как две команды, бердский «Кристалл» и «Октан» из Перми перешли в Чемпионат? Они оказались не очень конкурентоспособны, объективно говоря. Сыграли не очень, заняли последние места в таблице. Это говорит о том, что Первенству ещё нужно некоторое время, чтобы догнать Чемпионат. Это моя мечта, которую я даже как-то озвучивал – в какой-то момент все команды перемешать и чтобы было как в Канаде. Но команды к этому ещё не готовы.
Сильные молодежки клубов КХЛ иногда поднимают вопрос, что даже в группе «А» есть ряд команд, которые не на их уровне. Они задаются вопросом: «А почему мы должны туда ездить?». Как они их называют: команды – доноры очков. Поэтому разделение останется.
Другое дело, мне хотелось бы, чтобы в Первенстве было не три, а четыре чисто географических дивизиона. С другой стороны, мы только решаем, как будет устроена лига. Как в этом году – играть только внутри дивизионов или какие-то игры между дивизионами проводить. Единства во мнении клубов нет. Те клубы, которые побогаче, они говорят, что хотят играть «все со всеми», так интереснее. У кого более тяжелое финансовое положение — не согласны, говорят, что у них нет денег на переезды. Мы на распутье — надо найти золотую середину.
То же самое и в группе «А». Многие клубы очень недовольны, как в этом году прошла «регулярка». Что далеко ходить — вот «Салават Юлаев». Они категорически против разделения по конференциям. Хотят играть с Ярославлем, Москвой, Питером. ЦСКА то же самое. Я их прекрасно понимаю. Но есть клубы, которые не хотят летать куда-то в Сибирь или на Дальний Восток.
- Когда МХЛ приходила на смену Первенству фарм-клубов, она в первую очередь старалась отойти от вторичности соревнования и географической замкнутости. Получается, что обстоятельства заставляют возвращаться к пройденному?
- Это то, о чем я говорил. Кому-то это нравится, кому-то нет. Так что нам ещё предстоят эти решения. Самые сложные решения – мы, как объединение клубов, обязаны служить хорошую службу своим клубам. А когда клубы разделяются во мнениях – нам нужно находить оптимальный выход.
- Уровень лиги растет?
- Безусловно. Я стараюсь ездить по клубам, хотя теперь 64 команды и, как в первый год, все не объедешь. То, что я вижу – очень выросло мастерство. Посмотрите, сколько ребят переходит в команды ВХЛ и КХЛ. У нас уже миграция тренеров пошла, посмотрите – «Авангард» аж двоих тренеров переводит в штаб первой команды. Уровень очень вырос.
- От спортивного принципа перехода между классами пришлось отказаться только по причине слабого выступления «Кристалла» и «Октана» или готовящаяся реорганизация повлияла?
- Вы знаете – и первое и второе. Во-первых, мы считаем, что переход не должен быть обязательным. Когда команда опускается в Первенство, это сопряжено с целым спектром проблем – у команды на месте возникают проблемы с финансированием. Спонсоры, местные власти не хотят помогать команде, выбывшей из элитного дивизиона. Появляются сложности с привлечением хоккеистов. Мы стараемся не выделять: группа «А» — группа «Б». Все равно, все хотят быть там и никто не хочет быть здесь. Проблемы имеются и у переходящих выше. Поэтому, может быть, не должно быть «обязаловки». Если клуб захочет, давайте разговаривать, обсуждать эту тему. А не наличием золотых и серебряных медалей определять – вдруг клуб не готов. У нас в этой области большой знак вопроса.
Единства мнений здесь тоже нет. Некоторые говорят: «Давайте возьмем «молодежки» команд КХЛ и сделаем закрытый клуб». Они будут элитой, а остальные команды пусть играют между собой. Мы же смотрим на проблему шире – лига не только обслуживает молодежные команды клубов КХЛ, но и призвана развивать хоккей в России, даже несколько шире. Мы не хотим создавать элитные «кубышки», но, в то же время, не можем игнорировать и мнение серьезных клубов.
- На ваш взгляд, нынешние финалисты посильнее прошлогодних или общий уровень Первенства все-таки недостаточно высок?
- Все-таки надо увидеть противостояние этих команд с командами Чемпионата, чтобы грамотно ответить на этот вопрос. «Батыр» с первого же сезона очень сильно выступал — я и в прошлом году думал, что они будут в финале, но тогда не получилось. А есть команды, которые хорошо играли, явные кандидаты на высокие места, но в этом плей-офф неудачно выступили – тот же «Дизелист».
У нас в «молодежке» все очень непредсказуемо. Болельщики говорят, что в этом прелесть молодежного хоккея. Для нас в этом сложность. Мы же оплачиваем и организуем переезды команд — если бы можно было прогнозировать, было бы гораздо проще все организовать. Смотрите, у нас в группе «А» остались команды из Омска, Ханты-Мансийска и две московских. Уже прошло несколько полуфинальных игр и до сих пор непонятно, кто возьмет верх. С точки зрения планирования, представляете, какая разница, если в финале окажутся, условно говоря, две московские команды, «Ястребы» против «Мамонтов» или Омск против москвичей?
- У вас есть планы расширения Чемпионата до сорока команд. Какие требования вы будете предъявлять к вступлению команд из Первенства?
- Самое главное, мы будем вырабатывать спортивные критерии. Мы не хотим видеть в группе «А» поставщиков очков. Клубы должны быть на уровне, чтобы достойно играть с сильными соперниками. С другой стороны, такое число клубов – очень много. Нам нужно Чемпионат делить на две лиги, если объективно. Возникает вопрос – делить по географическому принципу или какому-то другому. В конце мая – начале июня мы будет проводить общее собрание и обсуждать с клубами.
- Канадские «юниорки» — образец или вы хотите найти свой путь?
- По-хорошему – они образец. Наша объективная реальность не такая. Если бы у нас было 60 команд приблизительно одного уровня, можно было бы поделить поровну на три равные части – грамотно, симметрично. Но у нас такого нет.
- В Канаде, однако, все играют внутри своих лиг и с участниками других встречаются только в Мемориальном Кубке. Почему наши клубы хотят играть «все со всеми»?
- Там клубы все примерно равные. В Канаде около шестисот молодежных команд самых разных уровней. Из них только 10% играют в CHL. Остальные играют в лигах пониже. И чем ниже уровень, тем больше команд в лигах.
- Появилась информация, что КХЛ планирует проведение своей реорганизации и ликвидировать самостоятельные лиги ВХЛ и МХЛ, оставив только соответствующие департаменты. Как вы это прокомментируете?
- У меня есть непосредственный руководитель – Александр Иванович Медведев. Я ему задал прямой вопрос на эту тему и он мне сказал, что это — полная ерунда. Холдинг будет проводить определенную оптимизацию финансовой структуры, налогообложения и т.д. А просто расформировать ВХЛ и МХЛ… В английском есть хорошее выражение «wishful thinking» — выдавать желаемое за действительное. Есть группа людей, которым очень хотелось бы, чтобы случилось именно так. Но так не будет. Это неправильно, да и юридически не совсем возможно. Вы же понимаете, лига — суверенное объединение самостоятельных клубов. Как можно расформировать лигу, это ведь не игрушка какая-то.
Цель оптимизации – улучшение функционирования, чтобы лига зарабатывала больше денег, лучше взаимодействовала с клубами. А просто строить кому-то маленькую империю – наши основатели такого не планировали.
- Об отмене плей-аута в группе «А» вы сообщили до начала плей-офф. Насколько лишение возможности перехода повлияло на накал борьбы в плей-офф Первенства?
- Мне кажется, что это не повлияло. В таком возрасте, когда парни только в начале своей хоккейной карьеры, для них каждый сезон может стать залогом их будущего успеха или окончания карьеры. У них голова совсем не так работает. Вот видите, какая борьба в финале идет. Разве можно сказать, что командам все равно?
- В той же КХЛ звучат голоса недовольных, что у клубов мало возможностей влиять на принятие важных решений.
- Вы знаете, у нас недовольных тоже хватает. По сравнению с канадскими лигами, наша четырехлетняя – младенец. Мы по-прежнему ищем какие-то оптимальные решения. Я совершенно не стесняюсь сказать, что наша формула, которая была в предыдущих сезонах – не оптимальная. В наших условиях чертовски сложно вывести формулу, учитывая разницу в финансовом положении клубов и бешеный географический разброс. Два наших камня преткновения – дороги и деньги. Ну и третье присутствует.
Обиженные будут всегда. Все равно, как ни реши, найдутся те, кто скажет: «Ефимову наплевать на нас, он что-то свое городит». Мы не можем прогнуться так, чтобы все остались довольны. Существуют два условных лагеря, граница между которыми размыта. Есть клубы небогатые, но которые готовы ужиматься, чтобы играть со всеми. Есть богатые, но строгие в вопросах экономии. Мне нужно, чтобы большинство клубов выразило свою волю и мы принимали решения в соответствии с ним. В этом плане руководство НХЛ правильно себя позиционирует – мы представители интересов клубов и не более того. Мы тоже представляем интересы клубов — не более и не менее.
Источник: Официальный сайт МХЛ
Добавить комментарий