О лидере московского «Динамо» второй половины 80-х Анатолии Семенове информации было немного. После триумфа бело-голубых в 90-м он уехал в за океан, где сменил несколько клубов. Закончив карьеру игрока, стал детским тренером. Открыл каток в Калифорнии, где занимался с ребятишками. И вдруг крутой вираж: с этого сезона Семенов стал тренером новичка МХЛ – питерских «Серебряных Львов».
«В Питере живу – не тужу»
- Анатолий, как коренной москвич, почти 20 лет проживший за океаном, оказался в Питере?
- Это интимный вопрос, или, точнее, житейский. Вернулся в Россию я два года назад. В Америке познакомился с девушкой, она из Питера. Мы поженились и решили вернуться в Россию. Все-таки за океаном жить трудно, не лжет пословица: в гостях хорошо, а дома лучше. В Санкт-Петербурге я стал директором детского клуба «Серебряные Львы», на базе которого в этом сезоне создали команду Молодежной лиги…
- …в которой вы уже не директор, а тренер – входите в штаб Михаила Кравеца, бывшего помощника Барри Смита в СКА…
- О смене профессии не жалею. Тренерское ремесло мне нравится, от него я ловлю кайф. Могу заниматься и рутинной кабинетной работой, но мне больше по душе тренировать. Возможно, это передалось от Владимира Юрзинова, который привлек меня, 17-летнего юниора, в команду мастеров «Динамо». Он же, кстати, вернувшись в родной клуб после девятилетней командировки в Ригу, благословил и в Америке.
- Сравните детский хоккей за океаном и в России.
- Детский хоккей в России я нашел в не самом хорошем состоянии. В Америке ребятишки слушают тебя, разинув рты: глаза по пять копеек, как губки впитывают все, что говорит тренер. А здесь… У нас порой непонятно, кто больше хочет играть в хоккей – сын или его родители. Создается впечатление, будто папа, насильно отдавая ребенка в хоккей, пытается реализовать свою несбывшуюся в детстве мечту. У мальчишки же душа к хоккею не лежит, и начинаются мучения…
К тому же в Питере – дефицит льда, что сказывается на развитии детского хоккея. Городские команды в основном варятся в собственном соку, у них нет выхода на Москву, где детский хоккей значительно сильнее. А когда они все-таки выбираются на всероссийские соревнования, то занимают не высокие места.
В Питере «Серебряных Львов» ревнуют к «СКА-1946»
- Расскажите о вашей новой команде МХЛ.
- Многим не понравилось, когда в Питере появилась еще одна команда МХЛ – «Серебряные Львы». Нас ревнуют к «СКА-1946». Я же считаю, что для Санкт-Петербурга одного клуба в МХЛ явно недостаточно. Пока наши «Серебряные Львы» – львята, летом состав собирали с миру по нитке. Брали тех, кто не подошел другим командам.
- Это же селекция по остаточному принципу…
- Звучит грубовато, но вы не далеки от истины. Пока у нас не отбор, а набор. В дальнейшем будет по-другому. К самим ребятам претензий нет. К тренировкам относятся добросовестно, стараются, бьются… Самоотверженность запредельная. Но получается далеко не все. Главный минус – нехватка опыта. Хотя есть и плюсы.
- Один из них – победа в дерби над «СКА-1946»?
- Не скрою, было приятно. Но обольщаться не стоит. Больше заботит недостача очков в матчах, которые могли выиграть. «Шериф» мы отпустили, «Крылья Советов» – тоже…
- Ваши игроки знают, кем в прошлом были их тренеры?
- Теперь ребята продвинутые, с компьютером на «ты», в Интернете часами просиживают. Пробили наши фамилии в поисковиках, узнали, «кто есть ху». Подходят, спрашивают: «А правда ли…»
«Юрзинов слово сдержал»
- Что ж, вам есть о чем рассказать – олимпийский чемпион, семь лет провели в Америке. К слову, как сложилась ваша карьера после отъезда за океан?
- Начну с того, что Юрзинов, вернувшись в «Динамо», назначил меня капитаном и пообещал: «Если вытащишь команду в чемпионы, отпущу в НХЛ». К тому времени я был задрафтован самим «Эдмонтоном», обладателем Кубка Стэнли, клубом-династией. «Динамо» в яростной схватке вернуло себе золото – после 36-летнего перерыва. Владимир Владимирович слово сдержал, и я уехал в «Ойлерз», который уже покинул Гретцки – его обменяли в «Лос-Анджелес». За семь лет пришлось сменить в НХЛ несколько команд. Эх, если бы не эпидемия серьезных травм, доиграл бы до 40 лет. Но все равно я доволен!
- Самый запоминающийся момент вашей карьеры?
- Да я все помню! Как начинал в «Динамо» в звене с великим Мальцевым, как Юрзинов учил меня уму-разуму. А финал Кубка Канады-87 из трех матчей, которые закончились с одинаковым счетом 6:5, разве можно забыть?! Олимпийское золото в Калгари-88 – тоже яркий момент. У нас тогда была такая могучая сборная! После Игр меня наградили орденом «Знак Почета». Еще вспоминается противостояние «Динамо» и ЦСКА. Как наша пятерка Светлов – Семенов – Яшин, Первухин – Билялетдинов на равных сражалась с великим первым звеном армейцев…
- С бывшими партнерами по тройке отношения поддерживаете?
- Созванивался с Серегой Светловым, он теперь главный тренер в «Амуре». Летом разговаривал с другим Сергеем – Яшиным, он тренировал в Германии, теперь работает в Голландии.
- А вы бы в Хабаровск поехали тренировать?
- На живое место – нет! Хотя перелетами меня не испугаешь. Если честно, то хотелось бы попробовать себя в работе со взрослыми командами. Но предложений пока нет.
«В Риге был благотворительный матч»
- За родным «Динамо» следите?
- Вопрос риторический. В прошлом сезоне пригласили меня на питерское ТВ прокомментировать матч СКА – «Динамо». В начале репортажа мой собеседник спрашивает: «Анатолий, за кого будете болеть?» Ну что тут ответить…
- Самое горькое разочарование в вашей карьере?
- Поражение в третьем финальном матче Кубка Канады-87, когда за минуту с небольшим Марио Лемье забил победную шайбу. Тогда ведь канадец Хаверчук нарушил на Быкове правила – взял его на «вилы», а судья из НХЛ проглотил свисток…
Еще был чемпионат мира-87 в Вене, где наша сборная проиграла, не проиграв. Мы сделали всего две ничьи, победив в остальных матчах. И этого не хватило для золота. Так я пролетел мимо звания «чемпион мира».
- Самый темный период вашей биографии – после завершения карьеры игрока.
- Что ж, сделаю его светлым. Я тренировал детей – от самых маленьких до 18лет. На пару с Дмитрием Юшкевичем приобрели в Калифорнии каток, где сейчас трудится мой сын. Он немного поиграл в российской высшей лиге, но, повредив спину, вернулся в Америку и перешел на тренерскую работу. А я перед возвращением на родину еще немного поработал в юниорской лиге.
- Выставочные матчи клубов НХЛ со СКА и рижским «Динамо» смотрели?
- Рижский – полностью. Показалось, что «Финикс» играл вполсилы, порой ловил себя на мысли, что это какой-то благотворительный матч. А СКА порадовал, хотя «Каролина» – не самая сильная команда в НХЛ. Думаю, чтобы разукрасить хоккей, в КХЛ нужно переходить на маленькие площадки – как в Америке.
Личное дело
Анатолий Семенов
Родился 5 марта 1962 года.
Воспитанник школы «Динамо» (Москва).
1979–1990 гг. в «Динамо» (Москва). В НХЛ играл за «Эдмонтон», «Тампу», «Ванкувер», «Анахайм», «Филадельфию», «Буффало».
Чемпион Олимпийских игр-88.
Участник Кубков Канады 1984 и 1987 годов.
Серебряный призер чемпионата мира 1987 года.
Чемпион СССР 1990 года.
Мнение мэтра
«Без предложений Толя не останется»
Председатель правления МХЛ Владимир Юрзинов рассказывает о своем ученике:
- Я в Анатолии сразу разглядел породистого центрфорварда. Его рекомендовал мне Валерий Иванович Васильев, который выпускал Семенова из динамовской школы. Толя был статен и силен, в меру упрям. Умел слушать тренера и делать выводы. Ведь обыкновенные игроки капитанами команды-чемпиона не становятся. Были ли у Семенова тренерские задатки? Еще какие! Я рад, что он вернулся домой. Пусть пока обкатается в команде МХЛ, поднакопит опыт. Уверен, без серьезных предложений Анатолий не останется.
Источник: "Советский Спорт"
Добавить комментарий