Именно такая задача стоит перед работниками музеев. Для этого в музеях оборудуются специальные помещения – фонды, в которых создаются наиболее благоприятные условия обеспечения сохранности экспонатов. Но ведь музеи не только хранят, но и демонстрируют свое достояние, пусть не все, а только его часть. И обеспечить сохранность в условиях постоянного потока народа – задача непростая.
Музейное оборудование – это то, что помогает обеспечить сохранность выставленных на обозрение экспонатов, и его основным назначением является не только защищенность от посягательств современных «геростратов», но и минимизировать вредное воздействие окружающей среды. Самым главным природным врагом практически всех экспонатов является влага. В бумажных и тканевых, а также деревянных изделиях она вызывает гниение и плесень. Краска, нанесенная на полотна великими художниками, под ее воздействием облупляется и разрушается, исторически ценный предмет приходит в негодность. И попытки привести влажность воздуха в помещении экспозиционного зала музея в большинстве случаев обречены на провал. Ведь ни вентиляция, ни осушители воздуха не могут отследить и исправить «дефекты» атмосферы, столь легко изменяемой человеческим дыханием.
Музейные витрины являются единственным решением, позволяющим обеспечить безопасность и сохранность изделий. Внутри витрины в герметических или близких к ним условиях можно поддержать необходимый микроклимат – в первую очередь, заданный уровень влажности. Использовавшийся до недавнего времени активированный уголь хотя и решал эту задачу, однако не очень качественно и не в полной мере. Применять другие технические, точнее химические средства, поглощающие влагу – концентрированную серную кислоту или кристаллические едкие щелочи или даже гигроскопичные соли, в музейных условиях неприемлемо по вполне понятным причинам. Они могут скорее навредить, чем помощь сохраняемым предметам. Поэтому и применялся «нейтральный» по своим качествам уголь. Однако его влагопоглощающая способность невелика, и для его замены необходимо было открывать витрину довольно часто, а это – болезненный удар по экспонату.
Совсем иное дело витрины для музеев, внутри которых находится специальный нейтральный препарат prosorb (это осушенный силикагель, обладающий исключительно высокой влагопоглощающей способностью) - их можно не открывать годами! А о необходимость замены этого вещества даст знать изменение цвета субстрата, которое можно наблюдать без всяких приборов.