Капитан сборной России и казанского «Ак Барса» дал интервью «Советскому спорту».
– Когда вы последний раз таскали баллоны?
– Прошлым летом, у Зинэтулы Хайдяровича (Билялетдинова). На сборах в Казани бегали по льду, и к каждому игроку была прикреплена утяжеленная камера от грузовика.
– А я думал, это эксклюзивное упражнение Крикунова…
– Как видите, нет.
– Как относитесь к уходу Билялетдинова из «Ак Барса»?
– Это нелегко. Мы семь лет работали вместе. Прижились друг к другу. Но будем привыкать к системе Крикунова.
– Пять лет назад он не взял вас на Олимпиаду в Турин…
– Тогда было обидно. Но время лечит раны. Все мы – взрослые люди. Думаю, найдем общий язык. Буду выполнять свою работу, если окажусь нужен «Ак Барсу» и новому тренеру.
– Билялетдинов кажется очень строгим человеком. Как при нем изменится сборная России?
– Прежде всего круче станет дисциплина. В игровом плане я имею в виду. Надо будет очень точно исполнять тренерское задание, не хватать глупые удаления.
Ну а за бортиком Зинэтула Хайдярович умеет шутить. Вот недавно, когда Билялетдинова назначили освобожденным главным тренером сборной, мы с ним смеялись: «А освобожденные игроки могут быть? Выступали бы только на Евротурах и чемпионатах мира».
– Правда, что в «Ак Барсе» игроки иногда скидывались, покупали самолет до Москвы, а Билл просил: «Подвезите меня»?
– Было такое. Перед Новым годом собираемся в Москву – а рейсов нет. Что делать? Арендуем чартер. Только тренер не просил – мы его сами приглашали в самолет. И не только Билялетдинова, но и его помощника Валерия Белова. Мне кажется, это говорит о сплоченности команды.
– Билялетдинов на «Прямой линии» в «Советском спорте» сказал, что работать с капитаном Морозовым – одно удовольствие. Мол, вы идеально передаете мысль от тренера к игрокам.
– На самом деле в «Ак Барсе» был создан капитанский совет. В него входили я с ассистентами, ветераны. Часто собирались с Билялетдиновым, решали вопросы. Разговаривали с молодыми ребятами, подсказывали им что-то. Тренер научил меня, что даже если не идет игра, ты на спаде – капитан все равно должен быть лидером в раздевалке и на льду. Для меня это школа жизни.
– Капитанский совет будет создан и в сборной?
– Вполне возможно.
– Защитник «барсов» Алексей Емелин уехал покорять «Монреаль». Что вы ему пожелали на дорожку?
– Я рассказал, что там зубастая пресса, игроки всегда под давлением. И в «Канадиенс» сразу два языка – английский и французский. Хотя бы один нужно выучить. Ну и надо играть в свой хоккей. Тот, ради которого с Алексеем подписали контракт. У него жесткий стиль. Думаю, Емелин проявит себя в НХЛ.
– Американский телеканал в прошлом сезоне следовал тенью за игроками «Вашингтона» и «Питтсбурга», снимая их в самолете, в автобусе, в раздевалке. Коуч «Кэпиталз» Брюс Будро однажды так зажег на установке перед матчем, что его пришлось запикивать. Такое в «Ак Барсе» возможно?
– Снимать нас в раздевалке? Почему нет? Если телевизионщики договорятся с клубом и КХЛ... Болельщикам будет интересно. Они ведь не видят нашей кухни.
Правда, не все игроки обрадуются. У каждого свои приметы, и не всегда хочется вываливать это на публику.
Насчет ругани… Бывают разные моменты в раздевалке. Если снимать в перерывах во время неудачного матча, то тоже надо делать «пи-пи». Но Зинэтула Хайдярович редко переходит на мат. В основном все корректно и по делу.
– А другие тренеры матерятся как сапожники?
– Такое случалось в НХЛ. При Эдде Ольчике в «Питтсбурге» и мусорные баки по раздевалке летали, и фломастеры разбивались о доску. Однажды проигрывали 0:4, и Ольчик в перерыве начал все крушить. Даже клюшки игроков разломал. Вот тогда был сплошной «пи-пи-пи».
– Вы закончили учебу на юриста в Казанском университете?
– Уже да. Специально приезжал в июне в Казань, защищал диплом.
– На какую тему?
– Незаконная охота и методы борьбы с браконьерством.
– Сергей Зиновьев рассказывал, что любит охоту. Заходит он в лес, а там егерь Морозов, и в руках берданка с солью.
– Я надеюсь, что Сергей покупает лицензию, состоит на учете и у него есть охотничья книжка.
– А почему такая необычная тема?
– Ее мне посоветовали. Она легче далась. И я природу люблю.
Сам никогда не был на охоте, хотя знакомые зовут. И теперь, наверное, и не пойду. Зато могу работать лесником.
– Неужели Морозову тяжело учиться в Казани?
– Но это же не спортивный институт. Нужно было вызубрить тьму правовых норм. Для себя в первую очередь – все это пригодится в жизни. Тем более законы в России часто меняются. За этим нужно следить, быть в теме.
– Списывали?
– Не без этого. Все выучить нельзя. Готовил «бомбы», на экзамене аккуратно доставал.
– Ловили со шпаргалками?
– Я не попадался.
– Летом вы играете в футбол за сборную Одинцовского района, встаете в ворота. Это не запрещено контрактом?
– Наоборот нам говорят, чтобы в межсезонье мы побольше двигались. Плавали, играли в футбол, волейбол…
В энхаэловских контрактах – да, бывают запреты. Например, нельзя кататься на горных лыжах. Вспомните случай с Владимиром Малаховым, когда журналисты застукали его на горе в Монреале.
Отдельным пунктом запрещают садиться на мотоцикл. В детстве мне это нравилось. Но не было возможности купить, да и родители отговорили. Теперь сам не сяду. Это экстрим, а у меня двое детей.
– Поддерживаете отношения с ребятами, с кем начинали играть в «Крыльях Советов»?
– Да, последние три года мы учились в одном спецклассе хоккеистов. Встречаемся каждое лето. Только в этом июне не получилось – все в разъездах.
– У кого из одноклассников самая неожиданная судьба?
– У Сашки Трофимова. Лет десять назад он играл в «Ак Барсе», был на хорошем счету. Его приглашали в сборную на чемпионат мира. Но однажды он решил прокатиться на мотоцикле в Турции. И разбился, перенес много операций. Мы с женой Ирой навещали его в больнице.
При его задатках он сейчас мог быть лидером сборной. Но все пошло прахом из-за глупости. Саша теперь играет в высшей лиге. Больное колено до сих пор беспокоит.
– Что творится с «Крыльями»? Руководство команды… исчезло!
– Сам не понимаю, что там происходит. Приезжал в «Крылья», награждал ребят 1995 года рождения, выигравших чемпионат Москвы. Но никто не знает, что творится в клубе.
Когда умер Игорь Ефимович Дмитриев, начали умирать и «Крылышки». Команду спасет только новый хозяин – человек, который будет любить хоккей и захочет поднять клуб, а не наживаться на детской школе.
– Какую шайбу считаете лучшей в карьере?
– Больше всего ценю рабочие, некрасивые голы, как в ворота «Локомотива» в седьмом матче финала Кубка Гагарина (1:0). И, конечно, поразил финн Гранлунд, который забросил нам шайбу с «лопаты», подняв ее в «девятку». Это же полуфинал чемпионата мира! Но юниору хватило наглости и смелости сделать этот трюк.
– За кого болеете в футболе?
– За «Спартак».
– Потому что этот клуб поддерживает Ковальчук?
– Нет, я с детства болел за спартачей. Мне нравилась команда, в которой выступали Тихонов, Титов, Цымбаларь, Онопко, Ананко, Филимонов… Когда играл тот «Спартак», мы с женой не пропускали ни одного домашнего матча. Еще приезжали в Раменское, когда там только построили стадион.
– Дружите с кем-то из футболистов?
– Пару раз общался с Титовым, с Парфеновым. Это не дружба, но мы знакомы.
– Вам не смешно, когда сейчас «Спартак» проигрывает 0:3 румынскому «Васлую»?
– Смешно. В последние годы при Олеге Романцеве уже начались проблемы. Результат пропал, тренера уволили – и пошло-поехало. Ветеранов убрали… Раньше это была народная команда. Но теперь в «Спартаке» полно легионеров. Как и во всем российском футболе.
– Это плохо?
– Хочется болеть за своих. Ну, вот приедет парень из Бразилии. Поиграет пару лет – и вернется на родину. А такие футболисты, как Тихонов и Титов, – наши, российские ребята. О них складывают легенды, ими гордятся.
– Вы когда-нибудь дрались?
– Бывало. В Америке я вообще выходил в звене с тафгаями. В России махался по молодости. Последняя потасовка случилась с Пестушко, когда мы пару лет назад приезжали в Нижнекамск.
Мне за ту схватку дали «5+10». Целый период отсидел на скамейке штрафников. Хорошо, что до конца не выгнали. Все играют, а ты на них со стороны смотришь. Драки – это не мое.
– Расскажите о самом неожиданном знакомстве.
– Недавно во Флориде встретился с Филиппом Киркоровым. Мы сидели в ресторане, и они туда пришли с компанией. Нашлись общие знакомые. Нас представили. Оказалось, что Филипп меня знает, смотрит хоккей, и вообще мы в Майами живем в одном доме.
– Кто выше – Киркоров или Евгений Артюхин?
– Мне показалось, что Филипп. Но Артюха покрепче.
– Чью автобиографию вы бы прочитали?
– Игоря Крутого. Нравится его музыка, слежу за творчеством. Читаю все его интервью. Крутой говорит грамотные и правильные вещи.
– Например?
– «Пусть лучше нам завидуют, чем нас жалеют».
– В какую страну вы бы хотели съездить на неделю?
– Уже всю Европу и Америку объехал. Наверное, рванул бы в Австралию или Японию.
– Вы уже были в Японии – на Олимпиаде-98 в Нагано.
– А что я видел? Как говорили в фильме «Москва слезам не верит», «смотрю на мир из окна автобуса». Я бы покатался по стране, изучил культуру…
– Афиногенов рассказывал, что когда играл в «Буффало», то после сезона махнул с одноклубниками в Австралию. Жил на пляже в палатке, занимался серфингом. Вы бы так могли?
– Я люблю и палатки, и рыбалку, и еду на костре. Когда не было детей, мы с женой часто так отдыхали на Рузском водохранилище.
– Вы – фанат технических устройств, потому что живете рядом со Сколковом?
– Нет, но моя любимая игрушка – iPhone. Сначала пошла мода в раздевалке «Ак Барса». Я купил, попробовал. Очень удобно! Теперь смотрю, где пробки. Есть ли задержка рейса в аэропорту. Перевести фаренгейты в цельсии, посчитать курс валют... Айфон и айпэд – это мощно!
– Все этапы прошли в «Angry Birds»?
– В это я не рублюсь. Мне больше нравится играть в карты – например, в дурака.
– Почему вы до сих пор не завели себе Twitter?
– Я знаю, что вся НХЛ сидит в твиттере, даже Брызгалов сдался. Но меня не цепляет. Вы меня не найдете ни в «Одноклассниках», ни в «В контакте». Не люблю это.
– У вас занимают деньги в долг?
– Часто. Стараюсь выручать людей. Но бывают товарищи, которые у всех перезанимали, никому не отдают – и еще просят. Тогда отказываю. Нужно о своей семье думать. Ну а порядочному человеку почему не помочь?
– Расскажите самый нелепый слух о Морозове.
– Обо мне много сочиняют. Недавно вот друзья спросили: «Правда, что у тебя внебрачный ребенок родился в Казани?». Я так удивился…
Источник: "Советский Спорт"
Добавить комментарий