Президент ИИХФ Рене Фазель сравнил петербургский СКА с футбольным мадридским «Реалом» и рассказал о том, почему чемпионаты мира не проходят в экзотических странах.
— Вы были в Ванкувере за три года до Олимпиады. Можете сравнить с тем, что видите в Сочи? Россия опережает график? Или отстает?
— Трудно сравнивать. В Сочи все строят с нуля. Тут же ничего не было – ни ледового дворца, ни лыжных курортов. Ванкувер уже имел всю инфраструктуру и вложил около $600 млн. в строительство трамплина, бобслейной трассы. Еще нужно было отреставрировать пару арен…
А в Сочи не было ничего. Поэтому я впечатлен тем, что вижу. Строятся магистрали, линии железных дорог, спортивные объекты… Все растет как на дрожжах! Понимаю, что тут 7 дней в неделю, 24 часа в сутки трудятся 42 тысячи рабочих. И у сочинской Олимпиады совсем другой бюджет. Но сравнивать с Ванкувером невозможно.
— Если говорить о хоккее, разница между Ванкувером и Сочи в размере площадок. В Канаде их ширина была 26 метров, в России будет 30 – по стандарту ИИХФ. Но как вы относитесь к инициативе КХЛ перейти на финские «коробки» (28 м)?
— Это не только Финляндия. В Европе много площадок такой ширины. Мой ответ прост. Хоккей – лучшая игра в мире. Без разницы, какая ширина льда. Во время легендарной Суперсерии-72 сборная СССР одержала две победы и один раз сыграла вничью в Канаде, где маленькие «коробки». А когда вернулась в Москву, то три раза проиграла на большом льду. Или вспомните финал чемпионата мира-2008 в Квебеке, когда Россия побила Канаду на ее территории.
Я считаю, что у площадок шириной 26 или 28 метров есть плюсы. Особенно в юниорском и женском хоккее. Игра на них более зрелищная. Но перестроиться непросто. Даже здесь, в Сочи, мы решили играть на большом льду, потому что такова особенность конструкции стадиона. И если вы хотите использовать арену под другие турниры – например, фигурное катание, – вам нужен каток шириной 30 метров.
В будущем ИИХФ может принять правило о том, что можно играть на площадке диапазона 26—30 метров. Выбирайте сами, как удобнее. Но надо строить арены с изменяющейся шириной льда. Тогда можно использовать объект под фигурное катание или шорт-трек.
— Президент КХЛ Александр Медведев уже предлагал эту реформу ИИХФ. Почему она не прошла?
— Медведев знает, что я тоже поклонник маленьких площадок. До Ванкувера думал иначе, но на Олимпиаде увидел, насколько такой хоккей привлекателен для зрителей. Я много общался на эту тему со своими друзьями – Игорем Ларионовым, Алексом Могильным, Славой Фетисовым. Как ни странно, они тоже любят маленькие площадки. Может, потому что ветераны не хотят слишком много бегать? – улыбается Фазель.
В любом случае я сказал Александру Медведеву: хотите играть на коробках шириной 28 метров – пожалуйста! ИИХФ это не запрещает. Национальные лиги могут иметь свои правила. Но еще раз: не на всяком стадионе можно сделать такую перестройку.
— Вы так восторженно говорите о Ванкувере. Считаете, это был лучший хоккейный турнир в истории?
— Если говорить об Олимпиадах – однозначно да. Но думаю, не было ничего ярче, чем Кубок Канады-87. Фетисов, Ларионов, Макаров, Крутов, Касатонов, Быков против Лемье, Гретцки, Мессье и других великих канадцев. Турнир стал лучшим не только потому, что собралось много звезд. Хоккей был высочайшего класса.
— Пару лет назад вы говорили, что вас тревожит расширение КХЛ на Запад. Что скажете сейчас, когда мы думаем принять в лигу словацкий «Лев», итальянский «Милан» и другие европейские команды?
— Меня это не тревожит. Было бы согласие у федераций стран – той же Словакии по поводу «Льва». Другое дело — вряд ли удастся создать и развить команды в Швеции или Финляндии, где хотят иметь свои сильные лиги. Если начнется экспансия КХЛ в эти страны, я буду обеспокоен. Но почему не осваивать нетрадиционные рынки – Милан или, к примеру, Лондон? Это же пропаганда хоккея!
Другой вопрос – зарплаты. Я знаю, сколько платят в КХЛ. Бюджет СКА — $70 млн. И ведь это не бизнес-модель. Ни одна команда из Западной и Центральной Европы не будет столько платить своим игрокам!
Бизнес-модель есть в НХЛ, там билеты стоят по 150 долларов. Но попробуйте установить такие цены в КХЛ. Это работать не будет! Да, есть спонсоры. Но сегодня кто-то вкладывает деньги в хоккей, а завтра – перестанет.
При этом мы видим, что команда Медведева с колоссальным бюджетом проигрывает в четвертьфинале «Атланту». Даже деньги не все решают! Мне это напоминает мадридский «Реал» в футболе. Там похожая политика: купить всех подряд и посмотреть, что будет.
— Как вы относитесь к еще одной идее Александра Медведева – создать Панъевропейскую лигу, которая объединит Швецию, Финляндию, Чехию и другие хоккейные страны? Это одна конференция, КХЛ – другая. В целом получится сильная лига как альтернатива НХЛ.
— Мы вели переговоры с европейскими командами. Я лично летал в Скандинавию, чтобы обсудить тему со шведами и финнами. Увидеть, готовы ли клубы вступить в Панъевропейскую лигу. Вы знаете, они отказались.
Нужно понимать, что в Западной Европе хоккей строится на традиционных ценностях. Там главное – дерби между городами. Вот что заводит фанатов. Я не могу представить, что в ближайшем будущем матч между «Магниткой» и «Кельном» или шведским АИКом и «Цюрихом» соберет много болельщиков. Не пришло время для такого объединения. Может, должно пройти лет 20.
Если мы хотим объединять Европу, нам нужно создавать Лигу чемпионов, как в футболе. Тогда раз в две недели мы будем видеть матчи между клубами из разных стран. Три года назад мы запустили Лигу чемпионов, у нас была хорошая посещаемость. Но из-за отсутствия денег закрыли проект.
В конце концов решение о таком объединении принимают не Рене Фазель в офисе ИИХФ и не Александр Медведев в кабинете «Газпрома». К этому подтолкнут сами болельщики. Сейчас главное дерби КХЛ – Уфа против Казани. Фанаты в Уфе не заинтересованы в том, чтобы платить деньги и идти на шведскую, финскую, швейцарскую команды. Да, такие матчи можно проводить раз в месяц. Ладно, раз в две недели. Но не чаще. А вот битвы с Казанью в Уфе готовы смотреть хоть каждый день.
— Почему бы вам не возродить Лигу чемпионов?
— Мы работаем над этим. Но надо подождать. Есть несколько судебных исков по прошлой Лиге чемпионов. Люди хотят возместить потери. Мы не начнем что-то новое, пока не решим старые проблемы.
Но почему сейчас не возродить Кубок европейских чемпионов, который каждый год проходил в Петербурге? Возможно, это случится уже в январе 2012 года. Почему нет? Город заинтересован в этом соревновании. Оно может стать традиционным, как Кубок Шпенглера.
— А реален ли турнир, в котором будут играть клубы НХЛ, КХЛ, Европы? «Финал четырех», как в баскетболе.
— Как перевести на русский «expensive»?
— «Дорого». Клубы НХЛ хотят много денег?
— Точно, — Фазель разводит руками.
— Это одна из причин, по которой сорвалось турне клубов НХЛ в Россию этой осенью. Мы ждали в гости «Вашингтон», «Рейнджерс». Но Медведев решил, что эти деньги лучше направить на развитие юниорского хоккея.
— И правильно сделал! Не скажу, что НХЛ хочет много заработать на таких гастролях. Но перелеты, расходы… Все это очень дорого. Когда ты должен заплатить клубу НХЛ за визит порядка $2—3 млн., эти деньги трудно отбить. Особенно в России, где на такие матчи не сделаешь цены по $100 за билет. Просто не соберешь аншлаг.
— Вы отбили расходы на финале Кубка Виктории, когда проводили матч между «Магниткой» и «Рейнджерс»?
— Игра прошла в Берне на 16-тысячной арене. Цены на билеты были очень высокими – порядка 450 франков (13,8 тысячи рублей.). Самые дешевые стоили 150 франков (4,6 тысячи рублей.). Но при этом мы едва вышли «в ноль». Бюджет матча был чуть больше $2 млн.
— Мы бы хотели видеть более длинный чемпионат КХЛ. Уже в начале марта у нас завершили сезон 15 команд! Почему бы не сдвинуть чемпионат мира на конец мая? Приедет больше звезд НХЛ, сезон в России будет длиннее.
— Может, вы и правы. Стоило бы сдвинуть. Но где гарантия, что приедет много звезд НХЛ? Регулярный чемпионат за океаном завершается 10 апреля. И что же, энхаэловец должен ждать до 15 мая, чтобы сыграть за свою сборную? Тренироваться больше месяца, держать себя в форме после изматывающего марафона в 82 матча? Думаю, мы, наоборот, только потеряем звезд.
Сейчас игрок плохо провел год в НХЛ, не попал в плей-офф, разочарован. Он едет в сборную, чтобы сыграть за свою страну, завершить сезон на ударной ноте. Да, есть приятные исключения – те же Овечкин, Малкин, Ковальчук. Они готовы отпахать еще один месяц в тренировочном лагере, чтобы сыграть за Россию. Но в целом — это нетипичная ситуация.
Зачем что-то менять? У нас все в порядке с посещаемостью. На чемпионате мира в Чехии побывали больше полумиллиона зрителей, 520 тысяч собрались в Германии на ЧМ-2010. Может, в Словакии будет меньше болельщиков – там небольшие арены. Но есть рост телерейтинга, прибыль. Как говорят в хоккее, «победный состав не меняют».
— Каждый год в России ломают копья – нужно ли делать в чемпионате КХЛ окна под Евротур? ФХР замечает, что эти перерывы регламентированы ИИХФ под матчи национальных сборных. Это так?
— ИИХФ делает эти окна, потому что об этом просят национальные команды. Их интересы нельзя игнорировать! Матчи сборных – возможность для единения страны. Один флаг, один гимн, все вместе. Старые добрые традиции хоккея – проводить международные турниры. К тому же доход от матчей Евротура нужен федерациям, чтобы банально выжить.
Иногда я задаю себе вопрос: зачем лиги хотят удлинить свой календарь? Чтобы болельщики видели больше матчей, чтобы клубы получали больше прибыли, чтобы росли зарплаты игроков? Но ведь это не выход. В среднем чемпионат в Европе длится 50—60 матчей. За океаном – 82 матча, но посмотрите, сколько там травм!
А ведь это ключевой момент. У тебя есть звезда, которой ты платишь миллионы долларов в год. Но она ломается, садится на больничный. Зрители не видят любимого игрока. Но его зарплата все равно входит в ведомость клуба.
Понимаете? Одни говорят: «У меня бюджет в $50 млн., я проведу 50 матчей за сезон. Это нормально». А другие кричат: «У меня финансовые потери, я хочу заработать больше, давайте удлиним календарь». Но о здоровье игроков никто не думает. Некоторых загоняют так, что они проводят больше 100 матчей за сезон. И это все равно убыток.
— Многих в КХЛ смущает то, что календарь рваный. То клубы проводят четыре матча за неделю, то отдыхают 10 дней…
— Но я же знаю, что пишут в русских газетах. Там приводят опрос тренеров, и они счастливы таким перерывам. Потому что могут натренировать состав, подтянуть «физику», подлечить больных. Перерывами в чемпионате недовольны менеджеры команд и лиги. Но это как стакан. Можно сказать, он наполовину пуст. А можно – наполовину полон.
— Что нужно сделать, чтобы хоккей обогнал по популярности футбол?
— Так он уже обогнал. Я знаю, что хоккей в России намного популярнее, чем футбол, — улыбается Фазель.
— Может, в регионах это так. Но не в Москве.
— Не стоит мериться популярностью. Я отношусь к футболу как к старшему брату. ФИФА состоит из 208 членов, ИИХФ – из 69. Футбол – глобальная игра. У нас только два члена из Африки – ЮАР и Намибия.
В футбол может играть кто угодно и где угодно. Даже босиком. А в хоккей так просто не побегаешь – нужна амуниция, коньки, аренда льда. Все это дорого.
Но лично для меня хоккей – лучшая игра на Земле. Контактная, быстрая. Много разных культур. Есть эмоции, что очень нравится болельщикам. И на арене смотреть матч намного лучше, чем по телевизору.
Хоккеист – лучший атлет в мире. Быстро бегает, сильно бьет, ловко обращается с маленькой шайбой. Универсал! Да, футбол популярен во многих странах. Но лучше, чем хоккей, еще ничего не придумали!
— В России в 2016 году пройдет чемпионат мира по этой замечательной игре? Или турнир отдадут маленькой Дании, где нужно раскручивать хоккей?
— Еще не забывайте об Украине. Она тоже претендент. Но решение принимаю не я, а конгресс ИИХФ.
— ФИФА не стесняется проводить чемпионаты мира в необычных странах – ЮАР, Россия, Катар. Почему ИИХФ не делает неординарные шаги? Ходим по кругу – Чехия, Швеция, Финляндия…
— Мы снова говорим о деньгах. Провести чемпионат мира нелегко. Цена вопроса – порядка 20 миллионов евро. И вы должны быть уверены, что имеете хорошие большие арены и турнир окажется прибыльным. Это нелегкая задача для маленьких стран. Даже для Швейцарии, где на хоккей каждый год ходят два миллиона зрителей и этот спорт популярнее футбола. Надо очень постараться, чтобы достичь безубыточного бюджета.
Фанаты в Дании хорошие. Но они хорошие и в России. И тут финансовый риск меньше. А решение в мае этого года примет конгресс.
— Вы раньше работали стоматологом. Сейчас у вас есть практика? Вот я пришел к вам на прием. Сколько это будет стоить?
— У вас зуб болит? – встревожился президент ИИХФ.
— Ну ладно, не я. У Овечкина нет переднего зуба. Сколько с него возьмете за имплантат?
— Овечкину я все сделаю бесплатно! В моей практике часто было такое, что на прием приходили хоккеисты, и я с них не брал деньги. Помню, как лечил зубы Вячеславу Быкову и Андрею Хомутову, которые играли во «Фрибурге» — там у меня был кабинет. Я и семьи их лечил – например, делал зубы родителям Хомутова. Потом переехал в Барселону и прекратил практиковать. Сейчас я очень занят, много летаю по миру. Но если у вас зубная боль, могу помочь. Особенно если ко мне обратится Овечкин.
…Мы говорили уже полтора часа.
— Спасибо за терпение!
— Спасибо вам за интересные вопросы. И помните: хоккей – лучшая игра в мире. Никогда в этом не сомневайтесь.
Источник: "Советский Спорт"
В нашем интернет магазине вы можете приобрести продукцию от Apple: iPhone, iPad, iPod, а также аксессуары к сотовым телефонам отличного качества по доступной цене. Купить айфон вы можете прямо сейчас, достаточно лишь сделать заказ на нашем сайте.
Добавить комментарий